В Университете гамбургерологии менеджеры тренируют стратегическое мышление и тестируют инновации

Когда в McDonald's приступают к внедрению глобальных новаторских изменений, ломающих устоявшиеся схемы ведения бизнеса, менеджерам ресторанов на помощь приходит Университет гамбургерологии
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В старейшем корпоративном университете с запоминающимся названием Университет гамбургерологии, история которого насчитывает полвека, есть много уникальных наработок. Одна из самых ярких, даже визуально, — это специально построенный ресторан-лаборатория. Своеобразный тренажер до последней мелочи дублирует настоящие заведения McDonald's. Такие рестораны-лаборатории есть не только в главном кампусе в Оак Брукс (США), но и в других филиалах Университета гамбургерологии.

Там менеджеры в условиях, максимально приближенных к реальной жизни, обкатывают новые процессы до идеально работающего состояния. Специально для "оживления" ресторана-лаборатории приглашают персонал, привозят продукты.

Кухни-лаборатории — незаменимый тренажер при ремоделлинге

Лабораторию используют не только для тренировки персонала, но и для тестирования новых продуктов и процессов. Хотя основные принципы работы McDonald's не меняются и доказали свою эффективность, но посетителям нравится пробовать что-то новое. А при высокий интенсивности процессов на кухне McDonald's, новый рецепт можно внедрять, только если он отработан в реальных условиях до секунды. Такое тестирование позволяет понять, насколько нововведения эффективны для того или иного рынка.

Также кухня лаборатория позволяет тестировать оборудование, взаимодействие и расположение его элементов. Невозможно просто установить в каждом ресторане новый аппарат для напитков или гриль большего размера, не приняв во внимание расположение всех остальных устройств, частоту их использования, удобство подхода. Все эти факторы учитываются при ремоделлинге ресторанов McDonald's, которые сейчас происходят в Украине.

Пионеры корпоративного образования

"Если же говорить в целом об особенностях корпоративного образования в McDonald's, то прежде всего, стоит отметить, что в мире вообще не так уж много компаний, которые берутся готовить собственный персонал", — отметил Сергей Терпило, менеджер по корпоративному обучению McDonald's Ukraine.

McDonald's начал строить свою систему внутреннего корпоративного обучения 50 лет назад, практически одновременно со стартом бизнеса. До этого никому в голову не приходило устраивать образовательные центры для сотрудников. А компании–революционеру в сфере быстрого питания готовые кадры брать было неоткуда.

Потому, сначала выпускали короткие учебные фильмы. Чуть позже самодельные учебные фильмы уступили место профессиональным. А в 1961 году в Элк Гров Виллидж (штат Иллинойс, США) в подвале одного из ресторанов открылся первый учебный центр, выпускниками которого стали 15 сотрудников этого же ресторана. Через несколько лет, в 1968 году, компания инвестировала $500 тыc. в строительство Университета гамбургерологии: это были уже две большие аудитории с новейшим аудиовизуальным оборудованием.

Университет гамбургерологии в Оак Брукс

Университет гамбургерологии в Оак Брукс

А спустя еще пятнадцать лет, в 1983 году, McDonald's выделил уже $40 млн. на строительство нового кампуса в Оак Брукс, который считается на сегодня центральным. Международный образовательный центр, расположившийся на территории в 12 тыс. кв. м, не уступает тренировочным центрам международных авиакомпаний. Там есть интерактивные классы, лаборатории-кухни и специально обустроенные помещения для тренировки навыков персонала. В семи аудиториях могут одновременно заниматься до 750 слушателей. Синхронный перевод ведется на 28 языках.

Кроме того кампусы Университета гамбургерологии есть в Токио, Лондоне, Сиднее, Мюнхене, Сан Паулу. А три года назад появился учебный центр и в Китае, на одном из самых быстрорастущих рынков сети ресторанов быстрого обслуживания. Кампус был построен в Шанхае. И на его создание компания выделила $250 млн. (по информации Associated Press). О том, что это здание принадлежит McDonald's ясно сразу — ведь перед входом установлена скульптура Рональда Макдональда.

Университета гамбургерологии в Токио

Университета гамбургерологии в Мюнхене

Университета гамбургерологии в Шанхае

На сегодня во всех кампусах Университета гамбургерологии ежегодно имеют возможность стажироваться пять тысяч человек. А всего с 1961 года там прошли обучение более 80 тысяч человек.

Но это только часть системы корпоративного образования компании. Начав полвека назад с маленького центра в подвале ресторана, на сегодня McDonald's имеет специализированные обучающие классы для персонала всех уровней, которые разработаны централизовано и спущены на все региональные рынки. При необходимости страны могут адаптировать программы или вводить какие-либо специфические курсы, такие, например, как основы финансового учета или умение коммуницировать со средствами массовой информации.

1 млн. грн. ежегодно — в развитие сотрудников

Такой образовательный центр есть и в Украине. Ежегодно "МакДональдз Юкрейн ЛТД." инвестирует более 1 млн. грн. в профессиональное развитие работников. В 2004-2012 годах более 530 сотрудников получили стипендии на общую сумму свыше 1 млн. грн. Компания "МакДональдз Юкрейн" была признана одним из лучших работодателей в Киеве, Украине и Восточной Европе.

На стажировку в Университет гамбургерологии попадают сотрудники, начиная с уровня директора ресторана. Руководители украинских заведений учатся на недельных курсах в кампусе в Мюнхене. Начиная с 1997 года тренинг Business Leadership Practices ("Практика лидерства в бизнесе") прошли более 120 менеджеров из Украины.

Delo.UA спросило у менеджеров украинского McDonald's, что стало для них самым ценным в том недельном курсе, что они прошли в Университете гамбургерологии. Ответ был единодушным — прежде всего, возможность общения с коллегами из других стран, что позволило взглянуть на многие вопросы по-новому.

Юрий Кос: Изменилось мое отношение к социальным ценностям

Юрий Кос, консультант ресторанов McDonald's Львовского региона руководитель во Львове и Ровно "МакДональдз в Украине".

Какие цели ставили, отправляясь на стажировку?

Рынок меняется, он не стабильный и для того, чтобы быть впереди, требуется не только удерживать на высоком уровне то, что вы делали вчера, но и работать над тем, чем вы можете удивить завтра. А для этого необходимо развивать стратегическое мышление.

Но не только — сегодня невозможно руководить без творческого мышления. Постарался максимально взять все приемы развития этих лидерских качеств, а также все, что касается командной работы.

Что удивило в самый первый день?

Сам Университет гамбургерологии — большой современный комплекс, построенный по принципу умного здания. Акцент на бережном отношении к природным ресурсам начался уже с этого — интерактивный пол в коридорах, простой стильный дизайн, много естественного света, раздельный сбор мусора.

Что было самым ценным в работе в международной команде?

Я очень четко увидел, насколько эффективно, когда одну и ту же проблему решают, используя разные подходы. И важно, что при этом люди были с одной сферы рынка.

Со мной в группе были швейцарцы, немцы, россияне и один француз. И подходы к решению бизнес-заданий очень отличались в зависимости от страны. Например, швейцарцы, рассматривая любой вопрос, прежде всего оценивают влияние на экологию, использование природных ресурсов. У них это в приоритете и это уже стало способом их мышления.

На что изменился взгляд после тренинга?

Точно могу сказать, что после обучения изменилось отношение к вопросам безопасности и социальным ценностям, к роли компании в обществе.

В Университете нас учили, как строить успешный ресторан, не только добиваясь высоких бизнес-показателей, но при этом оставаясь хорошим соседом для людей, которые живут рядом. Ответственное лидерство — это очень важно в сегодняшнем мире.

Какие идеи реализовали в Украине?

Я стал больше ценить мнение коллег и чаще использовать мозговой штурм.

Много идей по экологии. Участвуем в программе по сбору макулатуры. 20 апреля вышли на "зеленую" акцию — убирали парк во Львове. Работаем только с теми поставщиками, которые бережно относятся к природным ресурсам, а также смотрим на их отношение к своим сотрудникам. Сейчас ответственность поставщиков — это один их главных приоритетов.

Ирина Солодюк: "Это был глоток свежего воздуха"

Ирина Солодюк, директор ресторана McDonald's в Киеве на Крещатике

Ирина Солодюк, директор ресторана McDonald's в Киеве на Крещатике

Какие цели ставили, отправляясь на стажировку?

Когда я ехала на тренинг в Мюнхен, прежде всего хотелось обменяться опытом с участниками из других стран — с теми, у кого уже были реализованы новые программы.

Что удивило в первый же день?

Университет Гамбургера — это отдельный мир, позволяющий по-новому взглянуть на бизнес. Там есть не только специализированные аудитории для проведения обучающих семинаров с системой перевода информации на несколько языков одновременно, но и множество аудиторий-лабораторий. Например, аудитория, где представлены все возможные модели машин для приготовления различных видов мороженого и менеджеров учат работе с таким оборудованием.

Иного различных интересных "уголков". Например, информационно-исторический стенд, где размещены первые учебные материалы и фото первых участников классов — то есть показано, как все начиналось. Есть компьютерная библиотека, где по темам и разделам рассортирована вся актуальная обучающая информация. Есть стенды с макетами ресторанов разных модификаций. На некоторых стенах внутри здания написаны "крылатые" фразы и высказывания основателя компании Рея Крока, которые до сих пор актуальны

В чем была главная ценность тренинга в международной команде?

Это был глоток свежего воздуха. Три дня наша команда, в которой были люди из разных стран, управляла виртуальным рестораном — каждое утро мы получали пакет информации о том, что на рынке что-то поменялось, например, новый конкурент. Каждый участник предлагал свое эффективное решение поставленной задачи, а затем команде нужно было найти эффективное компромиссное решение, с которым согласятся все участники.

Кроме того, решали задания, выезжая в какой-нибудь реальный мюнхенский McDonald's. И было интересно сравнить, как работают рестораны в Германии, которые на рынке уже более 50 лет, с нашим опытом. У них нет такой наполненности залов, как у нас. Ведь наши рестораны лидируют по потоку гостей. Так ресторан около центрального вокзала в Киеве — на втором месте в мире по посещаемости. Тот, что на Крещатике — на девятом, а симферопольский ресторан около вокзала — на семнадцатом. Потому нам в Украине приходится бежать очень быстро. Немцам нам в этом сложно помочь, но зато они более сосредоточены на разнообразии меню, стараются делать большую линейку салатов, салат–бары. Тут у них есть что перенять.

Какие идеи реализовали в Украине?

Пригодилось очень многое из того, что узнала из класса "Практика лидерства в бизнесе". Например, у нас были тренинги по творческому мышлению. Показывали, насколько такой подход эффективен и в мотивационных вопроса, и в создании командного духа. Этому я учу своих менеджеров. За последнее время мы "открыли" много талантов среди наших сотрудников: многие отлично поют, рисуют, танцуют, занимаются спортом, наукой.

Реализовала идею мотивационного календаря, которую подсказали в Мюнхене. Мы и до того проводили различные конкурсы, но я такие активности не оформляла в виде календаря. Теперь у нас есть плакат — календарь мотивационных мероприятий, который может видеть каждый сотрудник.

Сейчас мы развиваем МакКафе, которые я впервые увидела как раз в Мюнхене три года назад. Так что у меня уже есть базовые идеи по оформлению витрин, по тому насколько эта форма обслуживания должна быть основана на индивидуальном подходе к каждому гостю.