Веб-сериал как бизнес: с чего начать — Анна Розенгурт, Caffeine Film Production

Веб-сериал как бизнес: с чего начать — Анна Розенгурт, Caffeine Film Production
Для тех, кто чувствует в себе потенциал начать свой бизнес, создавая микро-истории в сети
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Весь мир — давно не театр, а кино. Переоценить влияние экранных историй на умы и сердца людей сложно. В сочетании же всеобщего стремления к коротким формам, жанр веб-сериала просто не мог не родиться. Отличительной чертой для него является отсутствие отличительных черт.

Точнее, все правила создания либо только формируются, либо просто необязательны к исполнению. Любой школьник, по сути, может взять телефон и что-то наснимать на него, монтируя в том же гаджете. Влогерство — отчасти тоже веб-сериал. Но когда продукта становится больше, зритель становится более требовательным к качеству. И все же, если кто-то чувствует в себе потенциал для микро-историй в сети, стоит для начала расспросить об этом людей, давно погрузившихся в тему.

Журналист Delo.ua встретилась с Анной Розенгурт, СЕО Caffeine Film Production. Вместе со своим мужем, сценаристом Романом Розенгуртом, несколько лет назад она переехала из Израиля с четким планом создавать веб-сериалы в Украине. Сейчас на их счету несколько уже реализованных веб-сериалов, с десяток наград за них от международных кинофестивалей и планы по обучающему курсу для желающих повторить их сложный путь. Анна поделилась тем, что она хотела бы знать несколько лет назад, перед тем, как полностью отказаться от предыдущей профессии и погрузиться в мир веб-сериалов.

Анна Розенгурт, СЕО Caffeine Film Production и сценарист Роман Розенгурт

Если веб-сериалы для тебя — бизнес, то лучше сразу определиться с классификацией

Анна Розенгурт: Я для себя сделала классификацию самостоятельно. Для продюсера это важно прежде всего тем, что в каждом подвиде — разная стратегия создания. Я выделила для себя основные типы.

Брендированные. Их заказывает, как нетрудно догадаться, бренд. И используется этот контент в качестве нативной рекламы. Здесь работа стартует от заказчика. Задача же творческой команды максимально нивелировать восприятие этого видеоконтента как увеличенной в хронометраже рекламы.

Художественные. Это продакшен делает либо для VOD-платформ, либо для открытых онлайн-площадок с прицелом на последующую (чаще всего призрачную) монетизацию. В этом случае больше простора для творчества, но вопросы дистрибуции, а главное, бюджета на производство (как минимум пилота), ложатся на самих производителей.

Спин-оффы. Это, преимущественно, продукт телеканалов. Они сами снимают короткие серии своих больших телевизионных форматов и показывают их в межсезонье на своих же онлайн-платформах. Создаются для поддержания и подогревания интереса к большим формам. Walking Dead — самый известный пример. Они между сезонами, чтобы поддержать внимание зрителя, выпустили мелкие веб-сериалы, отдельные эпизоды, выложенные в сети, которые рассказывают историю каких-то второстепенных персонажей.

Контент решает

Анна Розенгурт: Как во всех коротких формах, важнейшей составляющей является сценарий. Потому что в очень маленький хронометраж нужно впихнуть целую историю, чтобы она была понятна, чтобы человек, наткнувшийся в сети именно на эту серию, не ушел на первой же минуте из-за того, что не въезжает в суть происходящего на экране. Это должен быть концентрат смысла.

В нашем случае с этим проблем нет, поскольку Роман (Розенгурт — Delo.ua) — сценарист. Во время учебы в университете начал играть в КВН и писать там комедийные сценки. Это происходило в Израиле. Мы все годы прожили там, и вот только недавно переехали сюда. И ему это так понравилось, что он решил писать уже не только для КВН. Удаленно писал из Израиля, в скетчкомы всякие, "Шесть кадров", "Записки беременной", "Дядя Жора", "Село на миллион". Потом были серии "Фиксиков", которых знают все родители маленьких детей.

Один раз сними, семь раз спланируй дистрибуцию. Особенно, если ты новичок

Анной Розенгурт, СЕО Caffeine Film Production

Анна Розенгурт: Мы сначала не очень заморачивались вопросами размещения и распространения своего продукта. Просто потому, что нужно было продемонстрировать потенциальным заказчикам, что мы вообще умеем. Но всё же важнейшей составляющей процесса производства является последующая дистрибуция и монетизация веб-сериала. Потому что можно, конечно, снять за свои деньги. Но если ты не увидишь финансового результата после премьеры, могут опуститься руки.

В идеале лучше выходить на уже раскрученном канале, это сразу дает аудиторию. Для первых неизвестных веб-сериалов самая большая сложность -  чтобы о них вообще узнали. Если нет крупной звезды в сериале, то привлечь зрителя тяжело. Должна быть какая-то острая тема, что-то вирусное.

На Youtube очень популярны программы поддержки между партнерами. Скажем, я открываю свой канал, выкладываю там контент, не важно какой, и договариваюсь с другим каналом о партнерской поддержке. То есть мы обмениваемся видео. В списке сбоку у него будут мои видео, а его видео у меня будут. Есть также масса способов раскрутки.

Самая плохая раскрутка — это боты. Youtube и Google сейчас уже научились вычислять такие раскрутки и сразу их пресекают. Но есть люди, которые разбираются, как работают алгоритмы Youtube и Google. Когда в списке выкладывается название ролика — то его название очень важно, по нему будут происходить поиски. Целевая аудитория набирает какое-то слово — и выскакивает куча всяких вариантов. Если ты правильно задал название, то твой ролик тоже там выскочит.

Рассчитывать, что бизнес быстро и массово сориентируется в трендах — наивно

Анна Розенгурт: Несмотря на то, что в мире брендированные веб-сериалы — основной тренд, в Украине пока такие можно на пальцах посчитать. Мы писали сценарии для серий веб-сериала Comfy, снимали истории для ТРЦ "Проспект", сейчас работаем с заказом от бьюти-индустрии, в разработке — сериал для сети ресторанов. Но такие прецеденты пока не стали массовыми. Хотя давно доказано мировым рынком рекламы, что такое ненавязчивое (в отличие от рекламных роликов) продвижение — работает.

Но что в разы важнее — это в разы дешевле, чем дорогущая в производстве глянцево вылизанная реклама. Плюс через живых героев значительно легче формировать лояльность к бренду.

Прежде чем к тебе придет инвестор и даст бюджет — снимай на свои и рассылай по фестивалям 

Анна Розенгурт: Если вы начинающий энтузиаст, как мы когда-то, то пути завоевания авторитета могут быть у каждого свои. Но наш сработал. Потому кому-то он может и пригодиться. Получите награды специализированных кинофестивалей, наберитесь регалий, а потом смело идите убеждать потенциального заказчика в том, что вы действительно способны сделать качественный продукт.

Например, наш веб-сериал "Speech!ess" стал лауреатом Canada's Yes! Let's Make Movie Film Festival в категории "Лучший экспериментальный проект", Austria National Film Festival в номинации "Лучший короткий метр", Mediterranean Film Festival (MedFF) в категории Best mini short. Также сериал удостоился специального упоминания Roma Cinema Doc за сценарий. На сегодняшний день "Speech!ess" доступен на Amazon Prime и Twisted Mirror TV. И это та визитная карточка, с которой уже вполне можно начинать серьезный разговор. Но будьте готовы все же первый свой сериал снять за свои.

Записала Екатерина Городничая для delo.ua