- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
"Киевский КБК: мотивация зависит от подхода к рынку — как к серии проблем или территории безграничных возможностей" — Алексей Катышев, коммерческий директор
Предстоящая зима может стать самым трудным испытанием для украинского бизнеса. Такие печальные прогнозы можно услышать уже на уровне руководства государства. Киевский картонно-бумажный комбинат (ККБК) — крупное (более 2500 работников) предприятие недалеко от столицы — к таким вызовам готов.
О будущих блэкаутах и их влиянии на работу, о конкуренции и перспективах, о вызовах и мотивации delo.ua рассказал коммерческий директор ККБК Алексей Катышев .
Как на работу Киевского КБК влияют блекауты?
Блэкауты — это неопределенность. Для нашего предприятия с непрерывным производством непредсказуемые отключения больше всего отражаются на процессах.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaУже во время полномасштабной войны введение мер по реагированию на форс-мажорные обстоятельства позволило комбинату работать бесперебойно, снабжать клиентов и партнеров продукцией. платить налоги и сокращать энергопотребление. Эти изменения инициировал новый австрийский владелец Киевского картонно-бумажного комбината доктор Хайнц Циннер (Dr. Heinz Zinner), а инвестиции уже приносят преимущества на нашем рынке.
Инновации на Киевском КБК — путь к энергетической независимости производства?
ККБК использует Lean-мышление для повышения эффективности предприятия. Это включает в себя прогнозирование расходов ресурсов с учетом ассортимента продукции, постоянную коррекцию работы оборудования комбината (оперативную оценку отклонений, поддержание номинального уровня загрузки машин, устранение "холостых ходов" и т. п.), а также эффективную работу с персоналом.
Четкое ежедневное и почасовое планирование потребления энергоресурсов для основных производственных процессов позволяет точно определять объемы заказов и планировать закупки природного газа и электроэнергии у поставщиков, предотвращая дисбаланс и соответствующие негативные финансовые последствия.
На сегодняшний день мы способны работать полностью в автономном режиме — это результат кропотливого труда австрийского владельца комбината и всего коллектива ККБК. Да, это более затратно, но обеспечивает независимость на предприятии с непрерывным циклом.
Как изменялись объемы продаж компании за время полномасштабной войны?
Четыре базовых продукта ККБК — картон, гофротара, литая тара (упаковка для яиц) и сангигиена (в которую входит “народный продукт” “Обухов 65”) — в продажах просели от 20 до 40%.
Сильно ли повлияли на работу с контрагентами изменения в логистических цепочках, снижение платежеспособности клиентов и наблюдался ли рост задолженности за отгруженную продукцию? Как приходилось регулировать такие случаи, шли навстречу покупателям?
К началу 2022 года ККБК продавал свою продукцию более чем в 35 стран, среди которых были даже такие далекие Мексика, Танзания и Монголия. Война внесла свои коррективы: была ограничена возможность доставки железнодорожным и морским транспортом, что повлияло на экспортные продажи странам Средней Азии и Кавказа. Мы начали искать новые пути доставки: в страны Кавказа возили продукцию вокруг Черного моря по автомобильному пути. Также разрабатывали доставку через румынский порт Констанца, но этот вариант оказался для нас неэффективным.
Для клиентов в Украине Киевский картонно-бумажный комбинат использует исключительно автотранспорт. На фоне войны мы пересмотрели и оптимизировали логистические процессы: заключили новые соглашения с перевозчиками и ввели инновационные подходы к управлению складскими запасами.
Несмотря на сложную ситуацию, большинство наших покупателей продолжает выполнять свои обязательства по оплате за поставленную продукцию.
В некоторых случаях комбинат идет навстречу, согласуя коэффициенты погашения задолженности, графики погашения и отгрузки. К примеру, предлагает продленные сроки оплаты для партнеров, у которых временные трудности с ликвидностью.
Как изменилась география продаж ККБК за период полномасштабной войны? Какие регионы стали приоритетными, изменился ли профиль клиентов (крупные сети, промышленные предприятия, малый бизнес)?
География продаж менялась в зависимости от регионов: некоторые производства были эвакуированы на запад страны. Киевский картонно-бумажный комбинат постоянно пытается активно развивать доступные экспортные направления в поисках нестандартных решений, чтобы компенсировать потери на внутреннем рынке. Но это очень сложно из-за логистических ограничений.
Однако профиль клиентов остался без изменений. Предприниматели привыкли к качественной картонно-бумажной продукции ККБК. В это трудное время стабильность и сервис являются важным преимуществом.
Однако есть определенные отличия. Промышленные предприятия и крупные сети стали менее активными из-за экономических вызовов и неопределенности. Относительно среднего и малого бизнеса поведение кардинально другое. В этом сегменте появляются новые перспективные направления: мы наблюдаем рост спроса со стороны малого бизнеса и e-commerce.
Многие владельцы предприятий вынуждены адаптировать свой бизнес к новым реалиям, переходя в онлайн-торговлю или перепрофилируя свою деятельность, что требует новых решений в упаковке и логистике.
Мы заметили также одну интересную деталь: на базарах и стихийных рынках заметно уменьшаются продажи, потому что они переходят в торговые сети.
Киевский картонно-бумажный комбинат предлагает инновационные решения, помогающие в этих процессах. Мы активно сотрудничаем с партнерами-покупателями, предлагая индивидуальные решения для каждого сегмента. Это позволяет им поддерживать стабильные продажи даже в сложных условиях военного положения. Владелец Киевского КБК Хайнц Циннер (Dr. Heinz Zinner) поддерживает эту стратегию, ориентируясь на долгосрочное сотрудничество с украинскими предпринимателями.
Какую долю в продажах составляет экспорт картонно-бумажного комбината? Как изменилась доля экспорта за последние два года? Изменилась ли география экспорта, произошел выход на новые рынки?
По состоянию на первое полугодие экспорт комбината составляет 4,2% от общего объема реализации, а в 2021 году он был 23,5%. Так что делайте выводы сами. Из-за высокой себестоимости продукции нам все сложнее конкурировать на зарубежных рынках. К сожалению, государство не осуществляет протекционистские меры для поддержки национальных товаропроизводителей. А это очень важные для Украины налоговые поступления и рабочие места.
Насколько большую поддержку в процессе выхода на внешние рынки оказывают материнские структуры?
Если говорить о бизнес-вопросах и производстве, то австрийский владелец ККБК, доктор Хайнц Циннер, не останавливает инвестиционные проекты, даже учитывая текущую ситуацию. С 2022 года на модернизацию оборудования Киевского картонно-бумажного комбината потратили почти 15 млн евро.
ККБК планирует реализацию масштабных проектов?
В конце прошлого года была принята программа модернизации на 2024 год. Реалии сегодняшнего дня вносят свои коррективы: по состоянию на начало августа на ККБК обновили оборудование на 1,7 млн евро. Но ожидается, что к концу 2024 года эта цифра возрастет, по меньшей мере, в пять раз, поскольку уже в ближайшие месяцы планируется реализация нескольких масштабных проектов.
Кроме модернизации оборудования и поиска новых рынков сбыта, у нас есть еще одно приоритетное направление вложений — социальные программы. Предприятие — это не только оборудование, но прежде всего люди. Около 250 наших работников, то есть фактически каждый десятый, были мобилизованы, и комбинат по собственной инициативе продолжает платить зарплаты и материально поддерживать семьи защитников. В целом на выполнение социальных обязательств Хайнц Циннер и правление ККБК выделили за прошлый год более 100 млн грн.
Ощущается ли конкуренция с другими производителями внутри страны? Насколько ощутима конкуренция со стороны предприятий из стран ЕС?
У производителей из ЕС огромное преимущество — доступ к рынкам капитала с низким процентом. Поэтому они могут модернизировать свое оборудование гораздо быстрее нас.
Но конкуренция — это то, что не дает тебе останавливаться. Это касается как укринских, так и европейских производителей. Работа зарубежных фабрик заставляет бежать быстрее.
Что вас больше всего мотивирует в это непростое время? Насколько важны сейчас благотворительные инициативы, которые вы реализуете самостоятельно или в партнерстве с другими компаниями?
Мотивация зависит от того, как ты смотришь на рынок — с точки зрения проблем или с точки зрения возможностей. Война преподнесла нам сложные вызовы, с которыми не сталкивался ни один руководитель картонно-бумажных заводов в ЕС. С первого дня войны мы не останавливались и решали челенджи, поставленные войной. Поэтому моя мотивация и мотивация всей команды Киевского картонно-бумажного комбината — преодоление этих вызовов.