НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,50

41,42

EUR

45,30

45,10

От хобби к бизнесу: как любовь к вышиванкам и коллекция в несколько тысяч экспонатов переросла в запуск собственного бренда

От хобби к бизнесу: как любовь к вышиванкам и коллекция в несколько тысяч экспонатов переросла в запуск собственного бренда
Кавер к тексту: Delo.ua

Как удалось совместить украинское культурное наследие с диджитализацией, творчество и бизнес, рассказал коллекционер, соучредитель бренда “Витвори” Дмитрук Евгений.

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

"Мне всегда импонировало выражение о том, что на любимой работе не придется работать ни одного дня. Я никогда не искал какое-то одно "дело своей жизни", меня манило и привлекает много занятий. Считаю, что стоит тратить себя на то, что правдиво вдохновляет и восхищает. Одной из моих страстей стало народное искусство. Оно настолько поразило меня, что в какой-то момент я задумался, возможно ли трансформировать его в бизнес?", - говорит коллекционер, соучредитель бренда “Витвори” Евгений Дмитрук.

Так, собрав антикварную коллекцию из более 1300 уникальных рубашек, Евгений с женой создали онлайн-конструктор вышиванок.

Как народное искусство заполонило сердце предпринимателя

Эта любовь началась еще в 2005 году, когда на выставке "Наше Рождество" в Украинском доме Евгений заметил Полтавщины. Он был поражен их орнаментом. Они напомнили ему коллекции авангардистов и кубистов в европейских музеях. И осознал, что такие реликвии – это часть неповторимой украинской культуры. Тогда это вдохновило Евгения и он сам захотел стать владельцем кромки.

До этого знакового события он также интересовался многообразием украинской культуры, традициями и наследием каждой области. Но почему именно та полтавская кромка стала началом изменений в его мировоззрении.

Она зажгла огонь, который двигал собирать вышитые реликвии со всей Украины. Потому что орнаменты каждой области, каждого района — вобрали в себя местные истории, посторонние влияния, и выражают аккумулированные художественные вкусы целых поколений местных жителей.

Евгений Дмитрук
Евгений Дмитрук Коллекционер, соучредитель бренда “Витвори”

С того момента начались поиски старинных образцов, в том числе и вышитых сорочек. Первой реликвией стала рубашка, которую посоветовал приобрести знакомый художник. Дальше завертелось…

Евгений с женой стали постоянными гостями в антикварных магазинах, на блошиных рынках и устраивали поездки по всей Украине, чтобы пополнить коллекцию новыми экспонатами. Сейчас их коллекция насчитывает 1380 вышитых рубашек, а вся коллекция из полотенец, юбок, кожухов, обуви – почти 5 тысяч экспонатов.

Как монетизировать любовь к вышиванкам

Со временем Евгений начал задумываться, как начать зарабатывать на своем увлечении. Было несколько вариантов.

Вариант №1

Сдавать одежду в аренду для фотосессий, торжественных праздников, съемок или мероприятий, супруги даже не рассматривали. Хотя этот метод вероятно первый, что приходит в голову, потому что кажется, что это приносило бы хоть какой-то неопределенный доход. Но Евгений слишком ценит произведения искусства, чтобы медленно уничтожать их, давая в пользование разным людям. Одежда изнашивается, портится, пачкается. Кроме того, собрав коллекцию Евгений с супругой углубились в международные музейные правила и нормы сохранения экспонатов. Оказалось, что сниматься на фото/видео (даже для благотворительных арт-проектов, даже за большие деньги) в старинных рубашках (или другой одежде) запрещено. Древняя ткань настолько нежная, что уже вспышка фотокамеры может нанести ей вред, не только контакт с телом или макияжем. Так что об этом варианте они забыли.

Вариант №2

Начать "этногалерею". Но профессионально содержать частный музей космически дорого — нужно снимать помещение, обеспечивать безопасность и надлежащие условия. А еще нужно грамотно разработать экспозицию, которая не просто хаотично выставляет "все, что имеем", а рассказывает зрителям свою story, причитается, как открытая книга.

Вариант №3

Создание собственного контента и сувенирной продукции. Это может быть как вариант мерча (от открыток до футболок), так и создание собственных фотобанков. Последний они тоже решили реализовать, в частности после того, как начали оцифровывать свою коллекцию. Каждый экспонат супругов тщательно фиксировали на камеру, делали до 46 фотоснимков, чтобы передать реальную картинку. Это и стало первым бизнесом, связанным с народным искусством. Они продавали фото для издательств, книжных магазинов, ученых и т.п.

По мере того, как супруги описывали и оцифровывали вышитые рубашки, они должны были разбираться в кроях и особенностях вышивки из разных регионов. Постепенно предпринимателям стали открываться закономерности кроев и вариантов вышивки. Таким образом, они стали понимать, какие из них были более распространенными, а какие встречаются поодиночке. Тогда у супругов и появилась идея производить реплики рубашек, которая впоследствии реализовалась в виде онлайн-конструктора вышитых рубашек.

Старт бизнеса во время войны

Благодаря сделанным ранее фотосессиям у супругов появилась целая библиотека образцов вышивки и узоров. Осталось только научиться составлять из этих образцов схемы вышивки.

"Тогда мы осознали, что чтобы не штамповать партии одинаковых реплик - нужно предлагать каждой заказчице - уникальное произведение, а для этого можно совмещать в каждой рубашке узоры из разных старинных рубашек-прототипов", - говорит Евгений.

Так появилась идея разработать платформу с онлайн-конструктором вышитых сорочек. Посетитель сайта может создать собственное уникальное изделие. Узор, фасон, цвета, длина, рукава и горловина – все это выбирает клиент. И это не просто о хорошей картинке, а еще и о смыслах и добавленной ценности, которую получит потребитель, приобщаясь к созданию определенной вещи.

После онлайн-создания, заказчик больше не имеет с ним хлопот - предприниматели изготовляют и присылают уже готовую вышиванку. Ее стоимость стартует от 5 тысяч – все зависит от узора и кроя.

"Наш проект не предусматривает шоурума, где можно примерить готовые вещи. Это своеобразная онлайн-студия, где клиент – это художник, который создает собственный образ вышиванки своей мечты. Мы же только превращаем персональное видение автора в реальность", - добавил Евгений.

Цена вопроса

В контексте запуска бизнеса финансовую составляющую можно разложить на несколько блоков.

Во-первых, это самая коллекция вышиванок, поскольку именно она фактически стала основой для прототипов. Поскольку они собирали коллекцию почти 17 лет, цены были не такие, как сейчас. Главный вопрос действительно в другом – сколько нужно собрать рубашек, чтобы сделать конструктор? Конструктор позволяет миксовать рубашки – один стиль может содержать 5 образцов, а в среднем нужно свыше десятка, чтобы было из чего выбирать.

Во-вторых, это стоимость разработки самого сайта. Для себя предприниматели искали и тестировали разные варианты, все это был длительный и хлопотный процесс, поэтому цена каждый раз менялась в зависимости от технического задания. Как в случае с вышиванками, сложно назвать окончательную сумму. Возможно, если бы это был классический онлайн-магазин, ответить на этот вопрос было проще, говорит Евгений.

В третьих, это время. Инвестиция времени ничуть не уступает финансовым вкладам. Чтобы сделать онлайн-конструктор предприниматели оцифровывали своими силами собственную коллекцию рубашек, а на это ушли целые месяцы.

И хотя полномасштабное вторжение России в Украину полностью перепортило нам все планы – затянуло разработку ресурса, заставило искать новых поставщиков, мы не сдались, как и многие бизнесы, только становящиеся сильнее благодаря испытаниям. Война — это время для украинцев осознать, увидеть и прикоснуться к своей культурной и исторической идентичности. Когда как не сейчас? Поэтому, несмотря на все сложности, откладывать этот проект я просто не мог.

Евгений Дмитрук
Евгений Дмитрук Коллекционер, соучредитель бренда "“Витвори”

Супруги вдвоем создали этот проект и продолжат развивать вместе. Они задумывали этот проект во время полного локдауна, поэтому бизнес-модель базируется на сплошном аутсорсе – почти все, от создания сайта до производства – по договорам с подрядчиками. Сейчас супруги только стартуют, но уже думают о новых возможностях платформы.

Их бренд появился совсем не быстро. От первой приобретенной вышитой рубашки до создания собственного онлайн-конструктора исполнилось 17 лет. Но иногда, казалось бы временное увлечение и очередное хобби, может стать, если не делом всей жизни, то по крайней мере постоянным бизнесом.