НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,50

41,40

EUR

45,30

45,10

В январе импорт дизтоплива в Украину упал вдвое

В январе импорт дизтоплива в Украину упал вдвое
Основной причиной падения стали повышение акцизов

Импорт дизельного горючего в Украину в январе 2025 года существенно сократился, уменьшившись вдвое по сравнению с декабрем 2024 года. В первый месяц года украинские компании завезли всего 315 тысяч тонн дизеля.

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Об этом пишет Enkorr, ссылаясь на данные по данным Консалтинговой группы "А-95".

Основными причинами такого падения стали повышение акцизов, вступивших в силу 1 января, а также сезонное снижение спроса, типичное для зимнего периода.

Перед повышением налоговой нагрузки импортеры пытались сделать побольше закупок в декабре, чтобы сэкономить на новых ставках акциза. Это привело к избыточности запасов в начале года, из-за чего активность на рынке значительно снизилась.

Также уменьшение потребления горючего объясняется тем, что зимой некоторые отрасли экономики, в частности аграрный сектор, работают менее интенсивно, что автоматически уменьшает потребность в дизельном топливе.

Динамика импорта ГП

Снабжение дизеля сократилось как через западные границы, так и с южного направления. Импорт горючего из стран Европы из-за сухопутных переходов уменьшился на 42%. Основными покупателями дизеля на этом маршруте есть сети автозаправочных станций, работающих непосредственно с розничными потребителями. В то же время, импорт морем из портов Черного моря упал еще сильнее – на 60%. Этот канал поставок в основном используют трейдеры, работающие на оптовом рынке. В этом сегменте спрос сократился больше, поскольку многие покупатели закупили горючее заранее, что существенно повлияло на уровень закупок в январе.

Откуда экспортировалось горючее

Одной из стран, откуда импорт дизеля уменьшился больше всего, стала Румыния. Если в декабре из-за этого направления на украинский рынок поступило 186 тысяч тонн горючего, то в январе – всего 90 тысяч тонн. Два основных поставщика, Vitol и Euronova Energies, потеряли значительную часть своих объемов. Vitol сократил отгрузку до 44 тысяч тонн вместо 82 тысяч в декабре, а Euronova снизила поставки с 64 тысяч тонн до 18 тысяч.

Еще более заметное сокращение произошло в поставках дизельного горючего из Греции. В январе это направление показало падение в три раза, и общий объем импорта составил всего 38 тысяч тонн. Украинские компании избегали закупок крупных партий из-за низкого спроса, поскольку основные греческие поставщики транспортируют дизель по морю крупными танкерами в объеме 5–6 тысяч тонн. В ситуации неопределенности покупатели опасались брать большие партии, ведь распродать их по выгодной цене было сложно. Крупнейшими импортерами греческого дизеля стали компании D.Trading, ввезшей 16 тысяч тонн, и Cantarell Trading. В то же время компания AGTG, чтобы избежать рисков, уменьшила закупки в семь раз и в январе импортировала всего 4 тысячи тонн.

Турецкое дизельное топливо в январе вообще не поступало в Украину. Последние месяцы импорт по этому направлению был нестабильным из-за ремонтных работ на нефтеперерабатывающем заводе STAR. Кроме того, условия закупки дизеля у Турции оставались экономически невыгодными, из-за чего трейдеры отказались от этого направления. Один из импортеров отметил, что еще в прошлом году компания закупала турецкий дизель, но цены на него не позволяли получить достаточную маржу.

Сократились и поставки дизельного горючего из Польши. Если в декабре Украина получила 211 тысяч тонн дизеля из этой страны, то в январе этот объем упал на 38% и составил 131 тысяч тонн. Одним из ключевых источников снабжения остался терминал компании Orlen в Журавице, откуда в январе было отгружено 56 тысяч тонн дизеля – примерно столько же, сколько и в декабре. В то же время многие другие компании вынуждены были сокращать поставки из-за слабого спроса на рынке.

Одна из крупнейших польских групп, Unimot, снизила реализацию дизеля втрое. Компания Select Energy, сотрудничающая с украинской "Укрпаллетсистемой", в январе отгрузила всего 29 тысяч тонн, тогда как в декабре этот показатель составлял 64 тысячи тонн. Снижение спроса в Украине повлияло и на трейдеров, работающих с небольшими партиями. К примеру, компании Anwim и Solumus вместе реализовали всего 830 тонн дизеля в течение января, хотя в декабре этот показатель составлял 4,6 тысячи тонн.

Литва также уменьшила объемы поставок в Украину. Если в декабре объем импорта литовского дизеля составлял 33 тысяч тонн, то в январе он упал до 26 тысяч тонн. Основное уменьшение произошло в железнодорожных перевозках, в то время как поставка автоцистернами сократилась менее существенно – на 12%. На внутреннем рынке Литвы также наблюдалось снижение потребления из-за повышения акцизов, что вынудило компанию Orlen Lietuva снижать наценки на дизель, чтобы привлечь покупателей, в том числе из Украины.

Топ-10 импортеров

Общее сокращение импорта изменило позиции основных игроков на рынке. ОККО и "Укрпалетсистем" остались лидерами, завозя 51 и 33 тысячи тонн соответственно. В то же время WOG, который в декабре уступал "АО Энерго Трейд", в январе вышел на третье место с объемом в 30 тысяч тонн, тогда как "АО Энерго Трейд" смог завезти всего 26 тысяч тонн. Среди нарастивших импорт оказалась "Укрнафта", которая приобрела 30 тысяч тонн дизеля, что на 7% больше, чем в декабре.

Из десятки крупнейших импортеров выбыли трейдер "Арстак" и сеть АЗС "БРСМ-Нефть". Первый сократил поставки из-за сильного падения спроса на юге страны, завозя лишь 7 тысяч тонн вместо 20 тысяч в декабре. "БРСМ" также резко снизила закупки – с 19 тысяч тонн в декабре до 3 тысяч тонн в январе.

Рынок дизельного горючего ожидает восстановления спроса после того, как будут использованы декабрьские запасы. Однако первая декада февраля не дала оснований для оптимизма – объемы продаж остаются низкими и предложение превышает реальный спрос.

Напомним, с 1 января 2025 года начался второй из четырех этап повышения акцизного налога на горючее, что предусмотрено Законом Украины №3878-IX от 18 июля 2024 года. Акциз на дизельное горючее для аграриев увеличился до €215,7 за 1000 л с €177,6.