НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,50

41,40

EUR

45,30

45,10

Украинцы со статусом ВПЛ лидеры по среднему чеку при покупке товаров, - исследование

Сколько денег и на какие товары тратили украинцы в 2022 году. Фото: Delo.ua
Сколько денег и на какие товары тратили украинцы в 2022 году. Фото: Delo.ua

Результаты исследования компании "Делойт Украина" показали, что с началом полномасштабного вторжения украинцы стали меньше тратить деньги и реже покупать почти все категории товаров. Сколько денег и на какие товары тратили украинцы в 2022 году - читайте в материале.

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Несмотря на то, что согласно официальной статистике цены в 2022 году выросли более чем на 25%, средний чек украинцев уменьшился на продукты питания – на 8%, на электронику и бытовую технику – на 11%, на детские товары – на треть.

В целом, после полномасштабного вторжения России украинцы стали меньше тратить денег и реже покупать товары. О сокращении частоты покупок в категории "Лекарственные средства и медицинские услуги" сообщили от 25% респондентов и до 63% опрошенных в категории "Посещение заведений питания".

Расходы на продукты питания выросли у 33% украинцев, а у 35% – снизились. Об остальных категориях товаров – более 42%–55% респондентов сообщили о снижении своих расходов.

О росте активности покупок сообщила значительно больше средней части украинцев со статусом ВПЛ. Так, частота покупок выросла на продукты питания, алкоголь, готовую еду, бытовую химию, электронику, мебель и продукты для дома и ремонта.

Категории товаров, на которых украинцы экономили

После 24 февраля 2022 года большинство украинцев пытаются экономить при покупке любых товаров. В зависимости от категории товаров экономить склонны от 47% до 86% опрошенных украинцев, совершающих соответствующие покупки.

Меньше всего экономят на лекарственных средствах, детских товарах и товарах двойного назначения.

На продуктах питания и готовой пище экономят больше всего жители северных областей (80% и 85% соответственно), меньше всего – западных (65% и 78%).

Меньше средних показателей экономят респонденты со статусом ВПЛ в таких категориях, как "Продукты питания", "Косметические средства", "Товары домашнего потребления и бытовая химия", "Готовая еда", "Тактическое снаряжение или товары двойного назначения".

Потребительское поведение при покупке продуктов питания и алкогольных напитков

В 2022 году средняя частота покупки продуктов украинцами в традиционных магазинах составила 15,3 раза в течение месяца, снизившись на 10% по сравнению с прошлым годом (17 раз в 2021 году). Кроме того, снизилась и средняя стоимость покупок украинцев – сейчас тратят на одну покупку в среднем 798 грн, что на 8% меньше, чем в 2021 году.

Несмотря на то, что респонденты всех возрастов одинаково склонны посещать оффлайн-магазины, частота совершения покупок продуктов питания среди них несколько отличается. Украинцы в возрасте 18-27 лет посещают офлайн-магазины в среднем с частотой 13 раз в месяц, тогда как у людей старших возрастов этот показатель составляет 15-16 раз в месяц.

Существенное отличие среди разных возрастов существует относительно среднего чека за один поход в магазин. Больше всего тратят респонденты в возрасте 18–27 лет, их средний чек составляет 1380 грн, что на 16% больше, чем в 2021 году. В то же время прошлогодняя тенденция уменьшения среднего чека с увеличением возраста респондентов сохранилась. Украинцы младшего возраста тратят на одну покупку на 42% больше, чем среднестатистический украинец, и в 3,1 раза больше, чем пожилые люди.

Средний чек выехавших за границу украинцев выше, чем у внутренне перемещенных лиц и у тех, кто не менял место жительства, и превышает средний среди всех опрошенных на 14%. Однако эта категория респондентов реже покупает продукты – почти на 19% реже, чем ВПЛ.

Что касается алкогольных напитков, подавляющее большинство украинцев (почти 81%) покупают алкогольные напитки в традиционных магазинах, однако, по сравнению с 2021 годом (88%), этот показатель существенно уменьшился, почти достигнув уровня времен локдауна 2020 года (78%).

В среднем респонденты покупают алкогольную продукцию в традиционных магазинах с частотой 3,3 раза в месяц и тратят на одну покупку 488 грн. По сравнению с 2021 годом средняя частота покупок алкогольной продукции в офлайн-магазинах уменьшилась на 38% (с 5,3 до 3,3 раза в месяц). В то же время, сумма, которую в среднем тратят украинцы за один раз, почти не изменилась (в 2021 году – 498 грн).

Доля покупателей алкогольной продукции самая большая среди представителей возрастной категории 28-42 года (82%). Также эта категория респондентов чаще всего совершает покупки в течение месяца (4 раза), однако тратит на отдельную покупку примерно на 20% меньше, чем респонденты 18–27 лет (533 грн против 682 грн). Также после достижения возраста 28–42 лет наблюдается тенденция постепенного снижения склонности к покупке алкоголя по всем показателям.

Внутри перемещенные лица больше других склонны покупать алкогольные напитки офлайн (так поступает 89% из них). Также эта категория украинцев в среднем чаще всего совершает такие покупки (примерно 4 раза в месяц), тратя больше (500 грн).

Жители городов-миллионников – рекордсмены как по частоте, так и по средней стоимости покупок этой категории товаров. Они на треть чаще совершают такие покупки (более 4,4 раза в месяц), тратя в полтора раза больше денег (723 грн), чем все украинцы в среднем.

При этом украинцев, покупающих алкогольную продукцию в онлайн-магазинах, значительно меньше, чем посетителей оффлайн-магазинов: в среднем 26% совершеннолетних украинцев покупают алкогольную продукцию онлайн. В 2021 году этот показатель составлял 41%, то есть с прошлого года доля уменьшилась более чем в полтора раза.

Особенности покупательной активности в зависимости от смены места жительства

Украинцы со статусом ВПЛ являются лидерами по среднему чеку в 13 категориях из 21 исследованных. В основном онлайн покупают продукты питания, одежду и обувь, бытовая химия, лекарства. А в традиционных магазинах в основном покупают готовую еду, посещают питание, косметические средства, детские товары, мебель.

Независимо от формата магазина ВПЛ являются лидерами среднего чека в категории "Алкогольные напитки" и "Строительные материалы, товары для ремонта, строительства и DIY".

Самая высокая частота совершения покупок – у украинцев со статусом ВПЛ. Они являются бесспорными лидерами по частоте покупок во всех категориях товаров, кроме товаров для детей в традиционных магазинах, где лидерство за уехавшими за границу украинцами.