- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
Угроза повышения налогов подогрела спрос на новые авто: как это повлияет на рынок
Украинский рынок новых авто в июле всколыхнула идея Минфина ввести 15%-й военный налог при первой регистрации авто. В конце концов, от нового налога было решено отказаться, но часть покупателей решила приобрести авто уже сейчас, не дожидаясь изменений в законодательстве. Как результат, дилеры и автосалоны увеличили продажи новых автомобилей в июле и августе, но готовятся к обвалу спроса в конце 2024 года.
Украинские власти в 18 июля "порадовали" автобизнес законопроектом №11416, который должен был ввести военный сбор при первой регистрации авто. Министр финансов Сергей Марченко назвал новый сбор "налогом на роскошь", поскольку покупка нового автомобиля в военное время не должна быть первоочередной целью украинцев.
Идея вызвала резко негативную реакцию операторов авторынка, прогнозирующих падение продаж новых автомобилей вдвое, остановку работы части дилеров и переход украинцев на подержанные автомобили. Не оценили законопроект и внешние партнеры Украины. Например, спецпредставитель США по экономическому восстановлению Украины Пенни Прицкер посоветовала правительству Украины увеличивать доходы благодаря реформе таможни и борьбе с серыми рынками, а не с помощью введения новых налогов.
В результате от нового налога было решено отказаться. 26 августа народный депутат Ярослав Железняк опубликовал обновленную редакцию законопроекта №11416, где речь уже не шла о военном сборе с первой регистрации автомобилей. Несмотря на это, законодательная инициатива повлекла за собой ажиотаж на рынке новых авто и побудила покупателей покупать авто уже сейчас. Детальнее о ее влиянии на рынок Delo.ua узнало от представителей отрасли.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaПри покупке новой легковушки среднего класса стоимостью 1 млн грн, покупатель сейчас должен заплатить около 270 тыс. грн налогов, а именно:
- НДС – 167 тыс. грн;
-
акциз и пошлина на новые автомобили — 69 тыс. грн;
-
взнос в Пенсионный фонд при первой регистрации транспортного средства – 33 тыс. грн.
В случае введения 15% военного сбора, общая сумма налогов и сборов должна была вырасти на 150 тыс. грн, до 420 тыс. грн. Соответственно, за элитное авто стоимостью 10 млн. грн. новый владелец заплатил бы 1,5 млн. грн. военного сбора, что превышает стоимость авто среднего класса.
Если бы решение о введении сбора было принято, доля налогов при покупке нового авто выросла бы с 27% до 42%.
Был ли ажиотаж на рынке новых авто
В компании "Renault Украина" сообщают о росте количества проданных новых авто всех производителей. По ее данным, в июле 2024 года реализованно более 6,5 тыс. автомобилей, что на 14% больше по сравнению с предыдущим месяцем. Финальных данных за август у компании все еще нет, но этот месяц может стать самым успешным в текущем году по количеству законтрактованных авто.
Показатель | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Продажа автомобилей всех производителей в Украине, ед. | 5433 | 6672 | 7410 | 6330 | 6547 | 5751 | 6569 |
Изменение к предыдущему месяцу | — | +23% | +11% | —15% | +3% | —12% | +14% |
Toyota, ед | 769 | 783 | 1046 | 898 | 948 | 815 | 853 |
Изменение к предыдущему месяцу | — | —2% | +33% | —14% | +6% | —14% | +5% |
BMW, ед. | 130 | 261 | 358 | 390 | 440 | 545 | 633 |
Изменение к предыдущему месяцу | — | +101% | +37% | +9% | +13% | +22% | +16% |
Renault, пассажирские и коммерческие авто ед. | 756 | 939 | 1286 | 736 | 722 | 600 | 583 |
Изменение к предыдущему месяцу | — | +24% | +37% | —43% | —2% | —17% | —3% |
Citroen, ед. | 147 | 139 | 142 | 142 | 188 | 304 | 172 |
Изменение к предыдущему месяцу | — | +5% | +2% | — | +33% | +61% | —43% |
Источник: Институт исследований авторынка, данные "Renault Украина"
В компании добавляют, что рост продаж автомобилей Renault в феврале-марте был сезонным, тогда как в летние месяцы на рынке обычно наблюдается затишье. Однако налоговая инициатива властей действительно увеличила объем контактирования автомобилей бренда летом 2024 года. Из-за него сезонное сокращение продаж почти остановилось, нивелировавшись до –3% в июле по сравнению с –17% в июне.
Не все эксперты связывают рост продаж в июле с реакцией украинцев на возможное введение военного сбора. Институт исследований авторынка (ИИА) приводит схожие данные, по которым показатели июля-2024 на 16% превышают июньские. Они на 15% больше значения июля 2023 года, но уступают объемам марта нынешнего года. Организация считает июльский результат среднестатистическим колебанием, которое не следует считать ажиотажным.
Глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко в комментарии для Delo.ua подчеркивает, что рост более чем на 15% как раз и свидетельствует об ажиотаже. Только этим фактором можно объяснить рост рынка и готовность украинцев покупать новые автомобили, несмотря на продолжение полномасштабной войны, подорожание доллара и общую политически социальную неопределенность в стране.
Также по его данным, уже в конце июля украинцы выкупили из салонов все имеющиеся там автомобили.
Окончательно прояснит ситуацию на рынке статистика за август, уточнил эксперт. Но уже сейчас имеющиеся данные свидетельствуют, что в текущем месяце рост продаж превысит 20%. Поскольку власти недавно передумали вводить военный сбор, август станет последним месяцем, когда будет действовать этот искусственный стимул приобрести новый автомобиль.
Кому был выгоден ажиотаж в салонах
Со своей стороны дилеры отрицают, что ажиотаж вокруг возможного повышения налогов дал им дополнительную выручку в июле-августе. Все опрошенные дилеры подчеркивают, что не выиграют от ажиотажа на рынке. Всплеск продаж произошел только из-за смещения по времени сроков заключения сделок, в то время как емкость рынка не увеличилась. До конца года продажи у всех игроков рынка будут меньше на то же количество авто, которое будет реализовано в июле-августе.
Инициатива власти в первую очередь повлияла на тех потенциальных покупателей, которые откладывали обновление автопарка из-за нестабильной военно-политической ситуации в Украине и расширенной мобилизации, подчеркивает коммерческий директор "Стеллантис Украина" Алексей Невадовский.
При этом рынок не остается стабильным, и часть дилеров получит большую выручку и долю рынка, чем другие. Анализируя данные ИДА, в июле наибольший рост продемонстрировали следующие бренды:
- Peugeot: +126% (170 авто в июле против 75 в июне);
- BYD: +57% (216 против 137);
- Honda: +51% (294 против 194).
Наибольший спад продаж в июле произошел в том же ценовом сегменте:
- Citroen: —43% (172 авто в июле против 304 в июне);
- Mitsubishi: —33% (103 против 69);
- Suzuki: —14% (154 против 180);
Продажи премиальных марок тоже принципиально не изменились: за месяц Audi нарастил долю на рынке до 3,6% с 3,1%. BMW, Mercedes-Benz и Lexus сохранили доли в 10,5%, 3% и 2,8% соответственно.
О пустых салонах и полностью выкупленных премиальных авто речь не идет, объясняет бренд-директор Jaguar Land Rover Андрей Ханин. Продавцы авто заранее планируют поставки автомобилей в салоны с учетом будущего спроса. Для дилера август должен стать лучшим месяцем продаж в 2024 году, все модели группы в последние месяцы показывают положительную динамику. Отдельно он выделяет рост спроса на премиальные автомобили Range Rover Sport. Эта модель стоит ориентировочно 4,4 млн грн, тогда как самый дешевый в линейке Range Rover Evoque обойдется ориентировочно в 2 млн грн, а Range Rover Velar – в 3,1 млн грн.
Сроки ожидания заказанного автомобиля тоже не изменились, добавляет он. Они зависят от загруженности заводов-производителей, и на них никак не влияет временный рост спроса в Украине.
Бренд-директор Porsche Игорь Ткаченко отмечает, что автомобили марки доступны на складах, а их поставка в Украину производится по плану. Компания, предлагающая новый SUV Porsche Cayenne ориентировочно за 6 млн грн, а спортивный Porsche 911 за 9,5 млн грн, в 2024 году планово идет к достижению поставленных целей по отгрузке и контрактовке авто, без существенных взлетов или падений.
Таким образом, вероятность введения военного сбора не привела к существенному росту продаж премиальных автомобилей. Некоторые из них сохранили, а некоторые несколько нарастили долю на рынке, но о массовой скупке таких авто речь не идет.
С другой стороны, для автомобилей среднего класса не наблюдается явных тенденций в изменении настроений потребителей. Примечательно, что лидер и антилидер падения в июле – бренды Citroen и Peugeot. Эти авто производит французская группа компаний Groupe PSA, и авто этих марок выпускаются на одних и тех же заводах.
В итоге, дилеры автомобилей пока не заработали сверхприбылей от инициативы ввести новый налог, но и не проиграли, поскольку власти все же отказались от введения военного сбора.
Впрочем, попытки увеличить налоги на новые авто возможны и в будущем, констатирует Алексей Невадовский. Подобные инициативы приводят к тому, что спрос перетекает на вторичный рынок и импортные подержанные автомобили.
"Это приводит к переходу рынка в тень, а о любом локальном автопроизводстве можно будет забыть на годы. Отрасль импорта б/у авто часто работает по серым схемам, и такой ситуацией могут воспользоваться некоторые предприятия, чтобы избегать дополнительной налоговой нагрузки", — уточняет он.
Также государство должно правильно избрать субъект налогообложения. Если эта нагрузка должна лечь на бизнес, она должна равномерно распределяться между всеми продавцами авто, а не вводиться под отдельную подотрасль или товар, как это регулярно предлагается сделать с новыми авто.