MBA за 90 дней: Системы управления компанией

"ДЕЛО" продолжает публикацию материалов проекта MBA за 90 дней. Профессор Сергей Теплов рассказывает о системах управления компанией

Любая система управления призвана обеспечить максимально эффективное использование ресурсов. При выборе системы управления следует учитывать, какие задачи стоят перед компанией.

На разных стадиях развития организации обычно возникают различные «ключевые» ресурсы, поэтому и системы управления нужны разные.

Устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности называется бизнес-процессом. Бизнес-процессы, согласно формулировке Ковалева С.М., можно классифицировать следующим образом:

Основные — создают продукт, представляющий ценность для внешнего клиента, добавленную стоимость продукту компании. Это процессы, основной целью которых является получение прибыли. Пример: закупка сырья, производство и продажа продукта.

Обеспечивающие — создают и поддерживают инфраструктуру организации. Пример: ІТ-обеспечение, юридическое обеспечение, административно-хозяйственная деятельность, безопасность.

Процессы управления — обеспечивают выживание и развитие организации, регулируют ее текущую деятельность. Пример: стратегическое управление, управление финансами, управление маркетингом, управление персоналом.

Процессы развития — нерегулярные и инновационные виды деятельности по совершенствованию и развитию организации, основной целью которых является получение прибыли в долгосрочной перспективе.

ПРИМЕР: Опыт ритейлера

В компании «Метро Кэш энд Керри Украина» параллельно работает несколько систем управления.  

Основными являются вертикальная и кросс-функциональная.

Вертикальная структура в основном применяется для организации работы и управления в рамках одного отдела. Например, по развитию отношений с клиентами.

Кросс-функциональная команда создается для осуществления больших проектов. Как пример, разработка стратегии развития бизнеса клиентов, которые представляют отельно-ресторанный сегмент. В эту команду входят представители следующих отделов: развития отношений с клиентами, по работе с ключевыми клиентами, продаж, персонала и закупок. Также кросс-функциональная система применяется в том случае, когда несколько людей из разных отделов постоянно работают над общими заданиями и целями.

Иногда могут возникать некоторые сложности. Например, принятие одного решения может требовать его согласования

не только в рамках кросс-функциональной команды, но и внутри отделов, представители которых входят в команду. В таком случае также применяется вертикальная система, что может немного тормозить общий процесс. Высокая эффективность внедренных систем Metro Cash & Carry превышает возможные негативные факты.

Домашнее задание

Какая система (системы) управления существует в вашей компании?

Оцените ее эффективность, плюсы и минусы.

Какая система (из предложенных) больше подходит вашей компании?

Сергей Теплов, доктор физико-математических наук, профессор кафедры менеджмента и экономики «МИМ-Киев»