Автоимпортеры готовы оспорить введение пошлин в суде

Автоимпортеры рассказали, почему введение спецпошлин не поможет украинскому автопрому и зачем пошлины вводятся спустя год после принятия самого решения

В Украине разворачивается нешуточная война между импортерами и отечественными автопроизводителями. Напомним, на прошлой неделе в "Урядовом курьере" было опубликовано решение Межведомственной комиссии по международной торговле, принятое еще 28 апреля 2012 года, о введении с 13 апреля этого года специальных пошлин на импорт в страну новых легковых автомобилей. Это решение, по оценке Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров, приведет к подорожанию иномарок с объемом двигателя 1000-1500 куб. см минимум на 7,8%, с объемом двигателя 1500-2200 куб. см — на 15,6% (с учетом НДС).

Зачем?

По утверждению премьер-министра Николая Азарова, введение спецпошлины направлено на поддержание отечественного автопроизводителя. При этом чтобы избежать роста цен, глава правительства предлагает импортерам подумать о максимальном снижении собственных расходов и минимизации влияния новой пошлины на конечную стоимость авто.

"Но если стоимость импортных авто останется на прежнем уровне, ситуация на рынке никак не изменится и украинцы, как и сейчас, будут покупать иномарки. И как это поможет отечественному автопроизводству? Украинцев просто хотят заставить покупать отечественные машины, сделав неконкурентоспособными иномарки", — уверен глава ВААИД Олег Назаренко.

Логично предположить, что рост пошлин должен вынудить иностранных автопроизводителей открывать автосборочные конвейеры в Украине. По мнению гендиректора "Ниссан Украина" Андрея Нестеренко, инвестировать в производство в той или иной стране можно в нескольких случаях: если это позволяет локальный рынок либо для того, чтобы сделать базу для продажи автомобилей на близлежащих рынках.

Но в Украине емкость рынка слишком маленькая и не представляет интереса для крупных инвесторов. Кроме того, введение пошлин — временная мера. "Краткосрочные меры не привлекут зарубежных инвесторов. В той же России, где налажена сборка большинства иномарок, была введена долгосрочная программа по защите автопрома сроком на шесть лет", — говорит Андрея Назаренко.

Напомним, отечественные автопроизводители давно жалуются на отсутствие защиты со стороны государства. Так, за первые два месяца текущего года предприятиями украинского автопрома было изготовлено лишь 3,8 тыс. автотранспортных средств или третья часть от аналогичного показателя прошлого года. "Указанная мера является очень важной для дальнейшего развития автопрома, так как она позволит загрузить мощности украинских заводов, которые на сегодня в целом загружены менее чем на 20%, плюс она положительно скажется на экономике регионов и государства в целом", — уверены в ЗАЗе.

Почему сейчас?

Главный вопрос — почему пошлины вводятся спустя год, после принятия самого решения. Тем более, что ситуация на авторынке за год кардинально изменилась. "В январе 2013 года экспорт автомобилей превысил импорт. Так зачем именно сейчас защищать страну от импорта?" — отметил Олег Назаренко.

Импортеры связывают решение о введении пошлин с новым руководителем Минэкономики Игорем Прасоловым. "Если я не ошибаюсь, новый министр экономики ни с кем не встречался, не проводил консультации ни с участниками рынка, ни с ЕС и ВТО", — говорит глава ВААИД.

Кроме того, как отметили юристы, в "Урядовом курьере" опубликовано лишь сообщение о принятии МКМТ решения о введении дополнительных пошлин. Для введения самих пошлин нужно опубликовать само решение. Сейчас юристы ВААИД изучают эту ситуацию. По их утверждению, только публикация сообщения может быть причиной для введения пошлин, но для этого нужно уведомление всех сторон, а именно автоимпортеров и отечественных производителей.

"Но возникает вопрос: если сейчас на авторынок захочет войти новый участник, который не осведомлен о введении пошлин, что тогда?" — резюмировал Назаренко.

А пока текст решения не опубликован, ВААИД не может оспорить его в суде.