Повышение стоимости иномарок ждет и Россию

По самым пессимистичным прогнозам экспертов, новые автомобили в России в этом году могут подорожать в среднем на 10%

Автомобильный рынок России в этом году ожидает заметный рост цен на новые машины. Самая пессимистичная цифра, называемая аналитиками, — 10% сегодняшней стоимости. Среди основных причин грядущего подорожания — ослабление курса рубля, который обновил пятилетний минимум против доллара и установил рекордный минимум против евро. Отметим, что Россия в своей "беде" не одна — в связи с падением курса гривни по отношению к доллару и евро, в Украине грядет рост цен на иномарки.

Рост цен на автомобили не сдерживает и тот факт, что многие популярные модели иностранных брендов собираются в России. Невзирая на то, что локализация производства наращивает объемы, дорогостоящие узлы по-прежнему производятся за рубежом. Поэтому в первую очередь, прибавят в цене иномарки. Модели отечественного "АвтоВАЗа" тоже будут дорожать, но не такими темпами и главным образом из-за инфляции.

Среди прочих факторов, которые могут привести к подорожанию автомобилей, — введение с 2014 года утилизационного сбора, в том числе и на российские иномарки. General Motors, к примеру, уже объявила, что из-за падения курса рубля все представленные в России модели Opel и Chevrolet подорожают с 10 февраля.

Руководство одного из наиболее крупных игроков российского автомобильного рынка — Renault — пока не приняло решения о повышении стоимости автомобилей. А при сохранении текущих валютных курсов, компания Honda также планирует повысить цены на свои автомобили на 10–15%.

"Покупательская активность в этом году будет снижаться. Кроме того, есть еще и экономическая неопределенность в постолимпийский период. Для рынка это может стать повторением 2009 года: производители постараются максимально снизить объемы выпуска, а процесс повышения цен растянется до конца года. Рынок при этом однозначно упадет", — поделился своим видением ситуации старший менеджер управления продаж и маркетинга компании Honda Motor RUS Михаил Плотников.

Многие автомобильные дилеры уже начали сокращать объемы предварительных заказов, чтобы успеть распродать остатки. Те автомобили, которые не были реализованы в прошлом году, сейчас продаются лучше, так как их стоимость заметно ниже.

"У некоторых автомобильных компаний есть два пути: либо поднимать цены наравне со всеми, либо, при наличии финансового запаса прочности, оставить цены на прежнем уровне и попытаться нарастить за счет этого долю на рынке. Надо понимать, что многие компании и так планировали повышение цен, а ситуация с рублем стала для них и подходящим поводом, и своеобразным прикрытием", — заявил старший менеджер PWC Сергей Литвиненко.

По мнению эксперта, в большей степени могут пострадать японские бренды, к примеру Acura, которая только недавно вышла на российский рынок. Из-за маленьких объемов поставок проблемы могут возникнуть у итальянской Alfa Romeo. В то же время, отечественные производители и компании, имеющие заводы в России, окажутся в более выгодном положении.

"Люди боятся хранить большие суммы денег и склонны вкладывать их, в том числе и в автомобили, поэтому повышение цен не должно сказаться на покупательской активности", — говорит гендиректор компании "Подборавто" Денис Еременко. По мнению эксперта, иномарки могут подняться в цене на 10% нынешней стоимости, а отечественные модели — не более чем на 5%.

По прогнозу комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых автомобилей в России в 2014 году снизятся на 1,6%. Однако, учитывая обстоятельства на валютном рынке, некоторые российские аналитики уже называют эти оценки слишком оптимистичными и говорят о падении рынка на 4–5%.