Совет Минфину: каким должен быть налог на "роскошные" автомобили

Транспортный сбор на так называемые "роскошные" автомобили как в его нынешнем, так и в предлагаемом Минфином новом варианте — наверное, самый неудачный способ собрать дополнительные поступления в бюджет

Сегодня в администрирование налога на автомобильную "роскошь" вовлечены сразу три министерства — Министерство инфраструктуры, Министерство внутренних дел и Министерство финансов. По этой причине у налога крайне низкая эффективность: затраты на администрирование не соотносятся с денежными поступлениями от плательщиков налога. В итоге, реальные поступления в государственный бюджет Украины составляют много меньше тех 392 млн грн, которые, согласно данным ГФС, заплатили 15,8 тыс. владельцев машин возрастом до 5 лет с моторами объемом свыше 3 литров.

Теперь же Минфин предлагает взять за критерий базы налогообложения не рабочий объем двигателя, а цену автомобиля, определив в качестве входного "порога" 1 млн грн. Это действительно немалая сумма. С одной стороны, такая норма вроде бы поможет учесть владельцев "роскошных" автомобилей с современными высокотехнологичными моторами объемом менее 3 литров.

Однако в тексте проекта Налогового кодекса в разделе по Транспортному налогу есть формулировки, которые допускают неоднозначные трактовки. В частности, объект налогообложения (ст. 244.2.1) прописан очень нечетко и неоднозначно. Кроме того, при определении объекта налогообложения предлагается учитывать не стоимость конкретного автомобиля, принадлежащего конкретному владельцу, а так называемая "среднерыночная" стоимость.

Поэтому очевидно, что транспортный сбор на так называемые роскошные автомобили как в его нынешнем, так и в предлагаемом Минфином новом виде — наверное, самый неудачный способно собрать дополнительные поступления в бюджет.

И если уж государству так нужны деньги, что без введения транспортного налога на роскошные автомобили никак нельзя обойтись, то разумно применять к нему самый простой способ администрирования.

Вместо того чтобы в течение пяти лет собирать ежегодно по 25 тыс. грн (итого набегает сумма 125 тыс. грн), можно единоразово взымать с покупателя "роскошного" автомобиля, например, 50 тыс. грн при постановке его на учет. Для Госбюджета такая схема окажется более выгодной, и вот почему:

  • Государство получает сразу получает всю сумму налога.
  • Простой контроль уплаты, который в таком случае будет выполнять администратор Сервисного центра МВД при постановке автомобиля на учет.
  • Как следствие — 100%-ная собираемость налога с минимальными затратами на администрирование.
  • Отсутствие дополнительных человеческих ресурсов для администрирования налога.
  • Отсутствие дополнительных финансовых затрат для администрирования налога.

А теперь, как говорится, посчитаем деньги.

Минфин предлагает каждый год собирать по 25 тыс. грн, что в течение пяти лет должно принести государству 125 тыс. грн с каждого "роскошного" автомобиля. Однако приведенная стоимость денег во времени методом дисконтирования денежных потоков в течение пятилетнего цикла составит не более 60% от 125 тыс. грн — т.е. 75 тыс. грн. Экономия затрат на администрирование в течение этого срока лет даст еще порядка 15–20%, что составит 25 тыс. грн.

В итоге единоразовый платеж в 50 тыс. гривен эквивалентен "подробленному" по 25 тыс. грн на пять лет. А в плюсе — экономия времени и человеческих ресурсов для администрирования налога.