В 2015 году убыток АвтоВАЗа составил без малого 1 млрд долларов

Убыток российского автозавода втрое больше, чем в 2014 году. Чтобы избежать банкротства, АвтоВАЗу придется обратиться к собственникам за помощью.
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В опубликованной российским АвтоВАЗом отчетности по за 2015 год значится рекордный убыток — 73,9 млрд рублей, или, в пересчете, почти 950 млн долларов. Это втрое больше, чем за 2014 год.

Убыток от операционной деятельности вырос более чем в восемь раз, до 66,8 млрд рублей (858 млн долларов). Аудитор АвтоВАЗа Ernst & Young в заключении к опубликованной отчетности выразил сомнение в том, что предприятие сможет продолжать непрерывную деятельность. "Данные условия наряду с прочими обстоятельствами указывают на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности ОАО "АвтоВАЗ" и его дочерних организаций продолжать свою деятельность непрерывно", — говорится в заключении.

Основная причина убытка АвтоВАЗа — низкие продажи его основной марки Лада. В 2015 году продажи Лада упали на 30,5% по сравнению с 2014 годом, до 269 тыс. автомобилей. Еще одна причина убытков — рост цен на материалы и комплектующие, на которые приходится 74% себестоимости АвтоВАЗа. Также на убыток оказало влияние снижение среднегодового курса рубля на 33%, рост процентных ставок банков и бухгалтерские списания и расходы на реструктуризацию бизнеса.

В отчетности АвтоВАЗ указал, что на 31 декабря 2015 года нарушил финансовые условия (ковенанты) по кредитам на 36,6 млрд руб. из 174 млрд руб. общего долга. Нарушение ковенант теоретически позволяет кредиторам требовать досрочного погашения задолженности, что поставит АвтоВАЗ перед угрозой банкротства.

В текущих условиях АвтоВАЗу требуется помощь акционеров. В отчетности АвтоВАЗа говорится, что компания уже обратилась к собственникам за помощью: "Группа в настоящее время ведет переговоры о привлечении различных источников финансирования, в том числе за счет получения дополнительных займов от акционеров".

Основной акционер АвтоВАЗа (74,51% акций) — компания Alliance Rostec Auto BV. Она на 67,13% принадлежит альянсу Renault-Nissan, а на 32,87% — госкорпорации "Ростех".

Владельцы АвтоВАЗа уже выразили готовность ему помочь. Renault, завод которой в 2015 году принес €91 млн убытка, в пятницу сообщила, что начала обсуждать с другими акционерами тольяттинского завода его докапитализацию. "В результате займы и дебиторская задолженность будут капитализированы и будут рассматриваться как часть допэмиссии по состоянию на 31 декабря 2015 года", — говорится в сообщении Renault. После этого Renault станет контролирующим акционером АвтоВАЗа.

В "Ростехе" подтвердили, что госкорпорация совместно с акционерами альянса планирует участвовать в финансовом оздоровлении АвтоВАЗа.

Что до российского правительства, то ни один из акционеров АвтоВАЗа туда за помощью пока не обращался. А если обратятся, то...

В 2009 году правительство уже спасало АвтоВАЗ, однако тогда это было государственное предприятие, а сейчас это частная компания, подконтрольная иностранному акционеру. Кроме того, у сейчас на это просто нет денег. Господдержка экономики в этом году будет осуществляться в рамках антикризисного плана, источником финансирования которого называются уже зарезервированные бюджетные средства. В первых версиях плана, который обсуждался с президентом Владимиром Путиным 10 февраля, адресная помощь АвтоВАЗу не предусматривалась.