Европу засыпало пеплом

Большинство аэропортов Европы закрыто из-за извержения вулкана в Исландии. Отменено свыше 40 тыс. авиарейсов, включая 400 в Украине. Такого масштабного ограничения полетов не было со времен второй мировой войны

Воздушное пространство 16 стран Европы оставалось закрытым в воскресенье из-за облака пепла, выброшенного в атмосферу вулканом в Исландии. Еще в 11 странах авиасообщение ограничено. Из-за массовой отмены рейсов главы 14 государств, в том числе президент США Барак Обама, не смогли прибыть в Польшу на похороны президента Леха Качиньского.

Вмешался вулкан и в спортивную жизнь Европы. Сегодня УЕФА должен принять решение о переносе полуфинальных матчей Лиги чемпионов и Лиги Европы на более поздний срок.

Украина также пострадала от вулканического коллапса. В пятницу аэропорт «Борисполь» — главные воздушные ворота страны — отменил все рейсы на «покрытые облаком» направления. Ситуация в субботу еще больше осложнилась — «Борисполь» был закрыт и не выполнял даже внутренних рейсов. Только вчера во второй половине дня пресс-служба Минтранссвязи сообщила: все аэропорты Украины открыты и работают в штатном режиме. Однако полеты осуществлялись только в страны, до которых еще не добрался вулканический пепел.

Между тем взрывы на дне кратера исландского вулкана с длинным названием Эйяфьятлайокудль (в переводе — «Горный родник на острове») продолжаются. По прогнозам экспертов, если сила извержения не уменьшится, облако пепла может накрыть большую часть Северного полушария.  В связи с этим пока ни один специалист не может дать точного ответа на волнующие многих вопросы — когда прекратится «небесный паралич» и не отменятся ли майские праздники за границей для тех, кто уже купил путевки.

В пятницу, 16 апреля, котировки мировых авиакомпаний упали после сообщений о массовой отмене рейсов. Акции British Airways и Lufthansa в начале утренних торгов снизились примерно на 1%. В целом эти компании потеряли больше $80 млн. капитализации каждая.

Распространение вулканического пепла даже нанесло больший ущерб авиационной промышленности, чем закрытие авиасообщения после терактов в США

11 сентября 2001 года. Напомним, что после атак террористов на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке около 6 тыс. самолетов были вынуждены совершать экстренные посадки на разных аэродромах, в то время как все остальные рейсы были отменены на три дня.

Наши убытки только считают

Аэропорт «Борисполь» отменил свыше 400 внутренних и международных рейсов. Из-за этого, сообщил директор «Борисполя» Борис Шахсуваров, аэропорт понес огромные убытки. «Но цифру пока точно не могу назвать, по-

скольку непонятно, когда заработаем в обычном режиме», — заявил «ДЕЛУ» Шахсуваров. По его словам, вместе с «Борисполем» потери несет и государственное предприятие «Украэрорух», регулирующее движение воздушных судов.

Отмена и задержка рейсов ударила и по отечественным авиакомпаниям. Им приходится возмещать деньги тем пассажирам, которые отказываются ждать возобновления полетов и сдают билеты. Но пока процесс возврата денег не закончился, авиакомпании не смогут подсчитать свои убытки. «Предварительные данные об убытках мы сможем предоставить во вторник», — предположила пресс-секретарь авиакомпании «МАУ» Евгения Сацкая. Но, скорее всего, в убытки компаний не войдет статья расходов «расселение пассажиров в гостиницах». Авиаперевозчики считают, что отмена рейсов из-за извержения вулкана — это форс-мажор, и в таком случае пассажиры должны сами оплачивать проживание в гостиницах на время задержки полетов. «Мы не обязаны возмещать убытки пассажирам и предоставлять им гостиницы, поскольку такая ситуация сложилась не по вине перевозчика», — отметила пресс-секретарь «МАУ».

Несмотря на все сложности, большинство пассажиров ждут своих рейсов, надеясь, что вот-вот вулканическое облако рассеется. Чтобы ликвидировать «авиапробку», одному лишь «Борисполю» понадобится несколько суток. Если предположить, что облако вулканического пепла покинет небо Украины уже в понедельник, то аэропорту придется работать удвоенными темпами в течение как минимум трех дней.

С самолета на поезд

На фоне коллапса авиаперевозок европейские железнодорожные компании переживают настоящий бум. Все 58 поездов компании Eurostar, курсирующих между Британией и континентом, работали при полной загрузке, перевозя около 46,5 тыс. пассажиров. В авральном режиме работали и паромные компании Fastnet Line, Irish Ferries, Stena Line, осуществляющие сообщение между Великобританией, Ирландией, Нидерландами, Францией, Испанией.

Разгул стихии в Исландии повысил популярность и отечественной «Укрзализныци». Руководство госпредприятия добавило около 30 вагонов к поездам, которые следуют в Варшаву, Берлин, Краков, Москву. Кроме того, во внутреннем сообщении добавлено около 50 вагонов.

Испытание пеплом

Между тем две авиакомпании, голландская KLM и немецкая Lufthansa, сообщили, что успешно провели испытательные полеты. При этом никаких сбоев зафиксировано не было. После тестовых полетов руководители двух крупнейших авиаперевозчиков Германии — Lufthansa и Air Berlin — подвергли критике решение авиа-

служб страны закрыть воздушное пространство над Германией. «Воздушное пространство было закрыто исключительно на основании компьютерной реконструкции. В Германии еще не поднялся в воздух ни один метеорологический воздушный шар, чтобы измерить, находится ли вулканический пепел в воздухе», — заявил глава авиакомпании Air Berlin Йоахим Хунольд.

Вулканический пепел представляет реальную опасность для самолетов. Попадание пепла приводит к эрозии лопаток компрессоров двигателей, а плавясь, он нарушает работу их турбин. Кроме того, пепел может налипнуть на лобовое стекло и лишить пилотов обзора.

Ограничение авиасообщения в европейских странах из-за извержения вулкана в Исландии