Польша выживает компанию Васадзе

«Укравто» в следующем году может закрыть свой польский завод — FSO. Одной из причин кризиса на предприятии в корпорации называют политику правительства Польши

Корпорация «УкрАвто», подконтрольная Тариэлу Васадзе, может остановить свой польский актив — автомобильный завод Fabrykа Samochodow Osobowych (FSO). Все работники предприятия — около 1,8 тыс. человек — предупреждены о предстоящих массовых увольнениях. Как объяснили «ДЕЛУ» в «УкрАвто», идти на крайнее меры вынуждают проблемы, связанные с партнерскими соглашениями по выпуску автомобилей. «Причиной предусмотренных увольнений является приостановка с марта 2011 года производства на FSO автомобиля Chevrolet Aveo», — пояснила начальник департамента маркетинговых коммуникаций «УкрАвто» Ирина Михалева.

Политический аспект

Также среди причин, которые заставили руководство FSO готовить массовые увольнения, представители украинской компании называют политику польского правительства. «Когда правительства всех европейских стран поддерживают автомобильных производителей, правительство Польши занимает другую позицию. Польша не сделала выбора в пользу сохранения автомобильного производства», — отмечает Ирина Михалева. По ее словам, не исключено, что к марту следующего года будут уволены все сотрудники FSO, задействованные на производстве.

Роль властей Варшавы в плачевном состоянии FSO отмечают и польские СМИ. «За ухудшение финансовой ситуации FSO в большой мере ответственны власти столицы Польши, которые в этом году повысили плату за пользование земельным участком с $2,46 до $7,73 млн. в год», — отмечает издание Dziennik Gazeta Prawna.

Остальные подробности будущего польского предприятия в «УкрАвто» пока не комментируют. По информации же Dziennik Gazeta Prawna, увольнения планируется проводить на протяжении пяти месяцев. Разрывать трудовые договоры начнут в ноябре этого года. Закончиться увольнения должны, по информации издания, в марте 2011-го.

Новые партнеры

По словам Ирины Михалевой, на данный момент корпорация ищет нового партнера для сотрудничества на FSO. «Правление завода ведет переговоры с несколькими предприятиями в области автопрома по вопросу размещения ими на FSO производства новых моделей автомобилей», — объяснила представитель «УкрАвто». Тем не менее в корпорации не уточняют, кого именно сегодня компания пытается привлечь в качестве партнера в Польшу.

Как утверждают польские СМИ, среди мировых автопроизводителей, которые могли бы стать новыми партнерами «УкрАвто» в Польше, фигурировали индийская Tata и китайская Chery. Так, по словам источника Dziennik Gazeta Prawna, Tata в свое время планировала начать на польском заводе производство электромобиля Nano. Однако позже отказалась от этой идеи в пользу своего же подразделения в Британии. В итоге было решено, что именно британский филиал индийской компании — Tata Motors European Technical Centre Plc — будет выпускать Nano на производственных мощностях предприятия в Норвегии — Miljo Grenland Innovasjon. Норвежцы уже освоили одну модель Tata на электроприводе — Indica.

После того как от покупки FSO отказались индийцы, по утверждениям польских СМИ, наиболее вероятным претендентом на размещение производства своих моделей на FSO осталась Chery. Для китайского автопроизводителя будет легче всего наладить на заводе выпуск собственных марок. Как утверждают эксперты, среди потенциальных китайских моделей, которые могут собираться на FSO, — Chery QQ. По своим техническим и внешним характеристикам она очень похожа на автомобиль, который польский завод выпускал ранее — Daewoo Matiz.

СПРАВКА

Контроль над одним из крупнейших автомобильных заводов Польши, варшавской Fabryka Samochodow Osobowych, «УкрАвто» получила в 2005 году, сконцентрировав в своих руках 84,3% акций предприятия. Ранее польский завод находился под контролем южнокорейской корпорации Daewoo, наладившей на нем сборку автомобилей Lanos. После того как «УкрАвто» стала управлять FSO, компания заявила о желании заняться на своем польском активе выпуском более перспективных авто. В итоге компания Васадзе наладила совместное предприятие с американской General Motors, благодаря чему на конвейере польского завода был начат выпуск Chevrolet Aveo.