Самые популярные корпоративные новогодние подарки

Самым популярным корпоративным подарком на Новый год и Рождество будет алкоголь. Таковы результаты исследования «ДЕЛА»

необычный новогодний подарок, который мне запомнился, был сделан несколько лет назад. Коллеги из департамента маркетинга подарили мне шарж», — вспоминает Александр Говядин, финансовый директор «Славутич» Carlsberg Group. На рисунке узнавались все члены правления компании, в том числе и финансовый директор. «Откровенно говоря, я был впечатлен таким смелым и веселым подарком. Бережно храню шарж дома до сих пор», — отметил топ-менеджер.

Самый желанный подарок

«ДЕЛО» провело исследование предпраздничных настроений компаний. Примерно 100 компаний согласились предоставить нам информацию о собственных планах относительно корпоративных подарков. Несмотря на кризис и экономическую нестабильность, украинский бизнес от корпоративных подарков не отказывается. 93% компаний намерены поздравить своих крупных клиентов и партнеров по бизнесу и уже определились, что именно они будут дарить. Планами относительно того, что топ-менеджеры компаний собираются дарить своим коллегам, с нами поделились в 78% опрошенных компаний. А вот подарки чиновникам будет делать только каждая вторая компания. Остальные одаривать чиновников либо не будут, либо постеснялись раскрыть свои планы.

Самыми желанными подарками от партнеров по бизнесу в этот Новый год будут книги и диски. Такой подарок приветствуют около четверти респондентов «ДЕЛА». На втором месте — импортный алкоголь. За ним следуют произведения искусства и кондитерские изделия. Их в подарок хочет получить примерно пятая часть опрошенных.

Книга стала самым желанным подарком и от коллег по работе. Такой подарок от коллег ожидает треть опрошенных. Далее следуют подарочные ваучеры и сладости.

Что дарят партнерам по бизнесу

Самым популярным корпоративным подарком стал импортный алкоголь. Такой подарок намерена подарить партнерам и клиентам треть компаний. Бизнесмены и топ-менеджеры обозначали, что дарить будут импортный коньяк и виски. Женская бизнес-аудитория отдала предпочтение коллекционному вину. Отечественный алкоголь также будет достаточно распостраненным корпоративным подарком. Наиболее часто наши респонденты уточняли, что будут дарить водку «Хортица Platinum De Lux» и Nemiroff LEX Ultra.

Среди лидеров по популярности — кондитерские изделия и канцелярские принадлежности. В первом случае достаточно часто упоминался импортный шоколад известных брендов, во втором — еженедельники и ручки. Чем выше статус получателя подарка, тем выше стоимость презента. «В качестве VIP-подарков партнерам мы выбираем различные дорогие брендовые аксессуары: запонки, ручки, кошельки, часы, ремни, фляги, зажигалки и тому подобное», — рассказали «ДЕЛУ» в табачной компании JTI.

А вот за представленные в нашем списке ноутбук и мобильный телефон не проголосовала ни одна из опрошенных компаний.

Еще одна категория «получателей» корпоративных подарков — коллеги. Среди них самым популярным подарком стали билеты на разного рода мероприятия (концерты, театр, кино), а также флаеры на посещение ресторанов. Такая практика, к примеру, распространена в инвестиционной компании Phoenix Capital. «Каждому человеку мы уделяем внимание и пытаемся выбрать то, что было бы интересно, включая билеты на концерты любимых групп, флаеры на посещение ресторанов и прочих заведений, тестовые занятия танцами и конным спортом, катание на коньках и дельтапланеризм», — рассказывает менеджер по персоналу компании Елена Матвийчук. По ее словам, это также могут быть сертификаты в Spa-салон или на тайский массаж.

На втором месте по популярности стоят кондитерские изделия. Третью строчку заняли книги и диски. Есть и подарки, которые точно не следует надеяться получить от коллег по работе. Ни в одной из компаний не планируют дарить коллегам произведения искусства, хрусталь, сигары и ювелирные изделия.

Некоторые компании ценные подарки дарят не всем сотрудникам, а только тем, кто показал наилучшие результаты работы. Так, например, поступают в телекоммуникационной компании «Воля». К примеру, лучшим работникам полугодия компания дарит мобильные телефоны, мелкую электронику, билеты в кино и флаеры на посещение ресторана.

Также во многих компаниях распространена практика поздравления детей сотрудников. К примеру, в холдинге Nemiroff дети сотрудников в канун Нового года получают поздравительное письмо от Санта Клауса и сладости.

Что касается подарков для чиновников, в лидерах — офисные принадлежности, алкоголь и конфеты.

Экономия на открытке

Большая часть компаний думает также о персонализированных поздравительных открытках. Их планируют подарить партнерам по бизнесу по меньшей мере половина опрошенных компаний и около 40% компаний отправят поздравительные открытки чиновникам.

Компании стараются подходить к собственной открытке достаточно серьезно, часто привлекают к ее разработке дизайнеров. Отдельные компании от разработки открытки в этом году отказались. Сэкономленные деньги намерены направить на благотворительность. «Мы поздравляем наших партнеров по бизнесу, чиновников и коллег электронными новогодними открытками. Выбор в пользу электронных открыток сделан из соображений охраны окружающей среды и в рамках программ нашей компании по корпоративной социальной ответственности», — рассказывает Татьяна Бугасова, специалист юридической компании Cameron McKenna. Сэкономленные средства компания направляет на благотворительные цели. «Мы поддерживаем Международный благотворительный фонд «Новое поколение», логотип которого также присутствует на наших открытках», — уточняет Бугасова.

Схожая практика и в компании Philip Morris Ukraine. В этом году вместо традиционных открыток компания планирует поздравить своих бизнес-партнеров по электронной почте. Сэкономленные средства будут добавлены к собранным сотрудниками деньгам и направлены на подарки сиротам 10 детских домов в разных регионах Украины. Вручать их будут сотрудники компании.

Чьи это хлопоты

Компании по-разному подходят к вопросу, кто именно должен заниматься корпоративными подарками. Часть компаний привлекают внешних специалистов для разработки дизайна открыток и упаковки корпоративных подарков. Часть компаний решают эти задачи собственными силами.

Юридическая компания «Васыль Кисиль и Партнеры» поделилась с нами своим нестандартным подходом к тому, как подарить сотруднику подарок. Новогодние подарки сотрудники этой фирмы дарят друг другу анонимно — проводят акцию Secret Santa («Секретный Дед Мороз»). «Чтобы ни один член команды не остался без подарка в день празднования корпоративного Нового года, заранее все по очереди тянут бумажки с именами коллег. Кому какая достанется — тот тому и дарит подарок. Смысл акции заключается в том, чтобы побудить всех наших коллег ближе познакомиться друг с другом», — рассказывает Татьяна Сабитова, директор по развитию бизнеса «Васыль Кисиль и Партнеры».

Компании смотрят в будущее с большим оптимизмом, чем год назад. Нет тех гнетущих настроений, которые превалировали в конце 2008 года. Оптимизационные процессы в компаниях большей частью уже завершены, и бизнес готов тратить деньги, пусть и экономно, на подарки и праздники.

Вопрос "Дела":

Какой самый запоминающийся подарок от партнера по бизнесу или коллеги вы получили на Новый год?


Олег Макаров

управляющий партнер юрфирмы «Васыль Кисиль и Партнеры»

- Когда-то мне подарили книгу Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей», которая оказала большое влияние на мою жизнь, изменила подход ко многим вопросам и послужила качественным толчком не только для меня лично, но и с моей подачи для моих коллег.


Филипп Рыбаков

директор по персоналу «Джей Ти Интернешнл Компани Украина» (JTI)

- Самый запоминающийся подарок — валенки. Настоящие — серые, пушистые и теплые. До сих пор ношу на даче. Подарок от партнера по подбору персонала.

Ярослава Ракитина

директор по развитию КУА «КИНТО»

- Тот предновогодний рабочий день встретил меня неожиданно. Рабочий стол был заставлен множеством ярких кульков, свертков. Их содержимое не отличалось ни дороговизной, ни эксклюзивностью. В них был праздник: хлопушки, конфетти, бенгальские огни, загадочные маски. Удивительно, но было ощущение, что меня не просто поздравили, а наградили атрибутами радости — радости из детства.

Вячеслав Яхин

вице-президент по маркетингу и рекламе компании «Евросеть»

- Самый запоминающийся подарок, который я получал на Новый год, это огромная банка икры.


Елена Грищук

директор рекрутинговой компании Forsage

- Было несколько подарков, которые я помню до этого времени. Первый мне подарила алкогольная компания, которая является нашим клиентом. Это был импортный ликер, на котором вместо стандартной этикетки были моя фотография и название компании. Еще один памятный подарок — набор снеговика. В красивой упаковке были необходимые для вклепки снеговика вещи — угольки, морковка. Было очень смешно.

Елена Хилькова

генеральный директор компании DonStream

- Подарок, который мне запомнился, подарила одна наша клиентка. В канун Нового года она сама нарисовала гуашью большую новогоднюю открытку со снеговиком. Эта картинка хранится у нас в офисе до сих пор.


Николай Тищенко

сеть ресторанов «Наша карта»

- Очень запомнился подарок от клиента. Одна табачная компания подарила мне недельное путешествие на музыкальный фестиваль в Америке, в Майами. За рубежом бываю часто, в основном по делам. Отдохнуть времени не хватает, поэтому я был очень рад такому подарку.


Александр Ильчук

генеральный директор «Европейского агентства по возвращению долгов»

- Компания-клиент презентовала мне позолоченную статуэтку Ники и поздравление, высеченное на листке металла. Табличка с этим поздравлением висит у меня на стене.    

Сергей Щербина

временный администратор Родовид Банка

- Самым оригинальным подарком был торт с моей шоколадной фигуркой. Свою фигурку я съел и ни с кем не поделился.

Ольга Вовкотруб

директор агентства маркетинговых коммуникаций SEVEN Communications

- Самый запоминающийся подарок — это поздравление от партнера, который написал в открытке, что вместо «дежурной» бутылки шампанского и коробки конфет для своих партнеров они от имени всех в поздравительном листе потратили свой новогодний бюджет на помощь мальчику, который остро нуждался в медицинской помощи.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ПОДАРКИ КОЛЛЕГАМ НА НОВЫЙ ГОД И РОЖДЕСТВО, %

Что будут дарить

Билеты на концерт или новогоднее шоу, флаер на посещение ресторана или клуба

24

Кондитерские изделия или продукты питания

23

Книги, диски (ПО, фильмы, музыка)

22

Канцелярские принадлежности

19

Подарочные ваучеры

16

Мелкая электроника и аудиотехника

15

Отечественный алкоголь

15

Сувениры

14

Импортный алкоголь

6

Кожаные изделия (портфель, папка, портмане и т.п.)

6

Средства связи (смартфон или мобильный телефон)

4

Парфюмерия

3

Ноутбук, лэптоп

3

Часы

3

Новогодний тур

2

Произведения искусства

0

Изделия из хрусталя, фарфора

0

Композиции из живых цветов, растения

0

Другое

18

Не планируют (или не ожидают) подарков, не готовы ответить

25

Что хотели бы получить в подарок

Книги, диски (ПО, фильмы, музыка)

30

Подарочные ваучеры

19

Кондитерские изделия или продукты питания

16

Билеты на концерт или новогоднее шоу, флаер на посещение ресторана или клуба

11

Канцелярские принадлежности

10

Мелкая электроника и аудиотехника

10

Кожаные изделия (портфель, папка, портмане и т.п.)

8

Парфюмерия

7

Новогодний тур

7

Импортный алкоголь

6

Ноутбук, лэптоп

5

Произведения искусства

4

Изделия из хрусталя, фарфора

4

Средства связи (смартфон или мобильный телефон)

4

Отечественный алкоголь

4

Сувениры

3

Композиции из живых цветов, растения

3

Часы

0

Другое

4

Не планируют (или не ожидают) подарков, не готовы ответить

44

ЧТО УКРАИНСКИЕ КОМПАНИИ БУДУТ ДАРИТЬ ЧИНОВНИКАМ НА НОВЫЙ ГОД И РОЖДЕСТВО, %

Кондитерские изделия или продукты питания

19

Импортный алкоголь

19

Канцелярские принадлежности

16

Произведения искусства

11

Отечественный алкоголь

11

Подарочные ваучеры

8

Книги, диски (ПО, фильмы, музыка)

7

Сувениры

5

Мелкая электроника и аудиотехника

4

Композиции из живых цветов, растения

4

Кожаные изделия (портфель, папка, портмане и т.п.)

4

Новогодний тур

3

Билеты на концерт или новогоднее шоу, флаер на посещение ресторана или клуба

3

Ювелирные изделия

0

Часы

0

Средства связи (смартфон или мобильный телефон)

0

Сигары и сигарные аксессуары

0

Парфюмерия

0

Ноутбук, лэптоп

0

Изделия из хрусталя, фарфора

0

Другое

8

Не планируют (или не ожидают) подарков, не готовы ответить

46

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ, %

Производство продуктов питания, напитков (включая алкоголь), табачных изделий

28

Профессиональные услуги (юридические, аудиторские, рекрутинг, PR)

23

Инвестиционные компании, банки

18

Промышленность

15

Оптовая и розничная трговля потребительскими товарами

9

Строительство, управление недвижимостью

4