«ТНК-ВР Коммерс» переоценивает бизнес в Украине

Российско-британская компания «ТНК-ВР» пересматривает модель работы на украинском рынке. Заняться кардинальными реформами компанию заставляет крайне агрессивная среда ведения бизнеса в нашей стране

2010 году в нефтегазовом секторе Украины произошло несколько событий, которые негативно повлияли на уровень его инвестпривлекательности. Среди таковых — потеря лицензий на разработку месторождений  британской компанией Regal Petroleum, за чем последовало решение добытчика, приостановить деятельность в стране. К негативным новостям можно отнести и решение российского «Лукойла» об остановке Одесского НПЗ на неопределенный срок. Не избежала проблем и российско-британская «ТНК-ВР», которая в этом году отпраздновала 10 лет работы в Украине. В 2000-м «ТНК» приобрела контрольный пакет акций Лисичанского НПЗ, который пришлось поднимать из руин. В похожей ситуации оказалась компания в 2010-м.

Этой осенью сразу несколько руководителей «ТНК-ВР», в том числе акционеры Виктор Вексельберг и Герман Хан, заявили о сложностях ведения бизнеса в Украине, чего ранее за ними не замечалось. «Мы не имеем доступа к украинской нефти, реализуемой на аукционах по ценам ниже рыночных. Мы априори не можем конкурировать с топливом, ввозимым без уплаты налогов. Нам сложно в одиночку бороться с фальсификатом, захлестнувшим украинские заправки», — отметил предправления «ТНК-ВР» в Украине Дидье Казимиро. Финансовую иллюстрацию слов коллеги предоставил финансовый директор компании Джонатан Мьюир, заявив, что только в январе-сентябре 2010 года переоценка нематериальных активов украинского бизнеса привела к списанию $127 млн.

Реформы или забвение

Дидье Казимиро также сообщил, что глубокие изменения планируются в структуре управления компанией. Будут выделены три основных направления: производство, маркетинг и коммерческая оптимизация, на которых и будут сконцентрированы усилия менеджмента. В частности блок «производство» займется вопросами производства и повышения эффективности деятельности. «Маркетинг» будет развивать так называемые брендированные каналы сбыта: розничный бизнес, мелкий опт, продажи В2В, нишевые продукты. «Коммерческая оптимизация» сконцентрируется на небрендированных каналах, а также на оптимальном распределении ресурсов и закупке нефтепродуктов. «Перезагрузка» украинского бизнеса «ТНК-ВР» сопряжена с выводом на ведущие роли специалистов ВР. Так, в начале года группу возглавил Дидье Казимиро, занимавший руководящие позиции в структурах ВР в Бельгии, России, США, Нидерландах и Германии. Весной гендиректором совместного предприятия «Кершер» (управляет розничной сетью) назначен Хюб Стокман, который до приезда в Украину отвечал за маркетинг всего розничного блока ВР в Европе. Есть новые лица и из числа представителей российских акционеров. Коммерческой оптимизацией, а по сути, всем оптовым сбытом «ТНК-ВР Коммерс», займется вице-президент Артур Арсланбиев, известный своей работой в сети «Золотой Гепард» (была приобретена «ТНК-ВР» в 2008 году).

Деньги в обмен на порядок

Проблем у компании действительно хватает. Несмотря на лидирующие позиции в Украине, в европейской системе координат Лисичанский НПЗ нуждается в большом комплексе мероприятий как по увеличению эффективности, так и по доведению качества выпускаемой продукции до действующего в Европе стандарта Евро-5. Очевидно, есть куда развиваться и по увеличению надежности работы предприятия, так как сообщения о различных поломках — не редкость.

Консервативный сценарий присущ планам компании в развитии розничной сети, как наиболее затратного и пока весьма низкодоходного направления. Планы по приросту сети более чем скромные — к нынешним 170 заправкам за три года планируется прибавить всего шесть объектов. До 2013 года капитальные вложения в данный сектор составят $133 млн. Судя по всему, компании пока хватило впечатлений от своего крупнейшего приобретения в Украине — сети «УТН-Восток» (118 АЗС были куплены за $313 млн). Объекты нуждаются в приведении к единым стандартам, кроме того, есть планы по развитию премиального бренда — ВР.