Сколько стоит украинский чиновник

За пять лет количество чиновников в Украине выросло на 25 тыс. человек. Зарплатный фонд 300-тысячной армии бюрократов в 2009 году составил 8,6 млрд. гривен

предыдущие пять лет количество чиновников в Украине увеличилось с 257,1 тыс. (по состоянию на 1 января 2005 года) до 283,4 (на 1 января 2010-го). Больше других расширением штата занимались в райадминистрациях. Там количество сотрудников в общем выросло на несколько тысяч человек.

Как сообщил «ДЕЛУ» заместитель начальника Главного управления Государственной службы Александр Шевченко, в 2009 году общий зарплатный  фонд почти 300-тысячной армии госслужащих (включая техперсонал госучреждений) составил 8,6 млрд. грн. Исходя из этой цифры, можно подсчитать, что госбюджет мог сэкономить свыше 500 млн. грн., если бы количество чиновников сохранилось на уровне 2005-го.

Где платят хорошо

Александр Шевченко отметил, что не может назвать среднюю зарплату украинского госслужащего, поскольку в каждом государственном органе доходы отличаются. К примеру, в аппарате Национального банка Украины средняя заработная плата составляет 12 тыс. грн. В то же время сотрудники районных государственных администраций получают в среднем 900-1000 грн.

Больше всех зарабатывают чиновники I-III категорий. Губернаторы, заместители министров, руководители госкомитетов и их замы, главы райадминистраций. Правда, как отмечают в Главгосслужбе, их зарплата ограничена потолком в 14 тыс. грн.

Хотя реальный доход украинских чиновников установить практически невозможно. Все государственные служащие в Украине обязаны декларировать свои доходы, однако в Главгосслужбе отмечают, что проконтролировать  правдивость таких отчетов государство не может. В Албании, к примеру, для этих целей существует специальный орган, который каждый год выборочно и детально проверяет декларации каждого десятого слуги народа. В Украине проводить ревизию декларируемых доходов может Госслужба совместно с налоговыми органами. Однако только по инициативе министра Кабинета Министров или главы Администрации президента, отмечает Александр Шевченко. Это происходит редко и не всегда касается данных об указанном имуществе и доходах. Часто проверяют информацию о полученном образовании, своевременной сдаче деклараций.

К слову, путаница в украинских законах вообще избавила депутатов местных и областных советов от необходимости подавать свои декларации в кадровые службы. Это связано с тем, отмечают в Главгосслужбе, что два закона — «О государственной службе» и «О местных администрациях» — содержат взаимоисключающие нормы.

Члены украинского парламента в отличие от местных депутатов подают свои декларации в отдел кадров Верховной Рады. Но при этом на протяжении вот уже 15 лет они нарушают закон о борьбе с коррупцией, который требует от нардепов публиковать данные о своих доходах в государственных СМИ. Как прокомментировал «ДЕЛУ» Александр Шевченко, публиковать свои данные народные депутаты должны в индивидуальном порядке и не ждать, пока за них это сделает аппарат Верховной Рады.

Депутаты нашли лазейку

Ранее «ДЕЛО» обратилось в Верховную Раду с просьбой предоставить данные о доходах народных депутатов. Однако получило отказ за подписью руководителя аппарата Верховной Рады Валентина Зайчука. Парламентские юристы  пояснили свою позицию тем, что есть закон о статусе народного депутата, в котором публикация данных о доходах депутата не предусмотрена. Но при этом проигнорировали закон о борьбе с коррупцией, который призывает к публикации доходов.

Кроме парламентариев, публиковать свои доходы должны председатель и судьи Верховного Суда, глава и судьи Конституционного Суда, Генеральный прокурор и ряд других высокопоставленных лиц. Однако ни разу за время существования закона о борьбе с коррупцией они не показывали, на что живут.

ЧИСЛО ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫХ ЧИНОВНИКОВ В УКРАИНЕ

Австрия

Франция

Германия

Словакия

Россия

Украина

Польша

5,9

4,9

3

2,2

0,8

0,7

0,6