На фондовом рынке начали приторговывать интернет-трейдерами

На украинском рынке интернет-трейдинга состоялась первая сделка по продаже портфеля клиентов — торговец ценными бумагами «Сити Брок» продал подразделение онлайн-брокериджа компании Astrum Capital

«В прошлом месяце мы завершили сделку по покупке у компании «Сити Брок» подразделения онлайн-брокериджа», — сообщили «ДЕЛУ» в  компании Astrum Investment Management.

В «Сити Брок» предпочитают говорить о происшедшем не в ключе продажи, а как о договоренности между компаниями. «В сентябре этого года мы приняли решение закрыть направление онлайн-брокериджа и рекомендовали своим клиентам — интернет-трейдерам — перейти на обслуживание в Astrum. Тем, кто соглашался, мы помогали оформить переход в Astrum», — рассказывает директор компании «Сити Брок» Максим Гринь. Сколько стоила такая рекомендация и помощь, в «Сити Брок» не комментируют.

В то же время участники рынка полагают, что стоимость одного интернет-трейдера может находиться в диапазоне от 5 до 10 его ежемесячных расходов. По словам президента компании «Проспект Инвестментс» Владимира Сиренко, в среднем один интернет-трейдер в Украине приносит онлайн-брокеру около $35 в месяц. Таким образом, «цена человека» в сделке между Astrum и «Сити Брок» колеблется в пределах $175-350.

Компания «Сити Брок» не была лидером на рынке онлайн-брокериджа.  В компании Astrum рассказали, что в результате сделки к ним перешло из «Сити Брок» около 100 человек.

Высокие технологии надежд не оправдали

О причинах отказа от работы в сегменте интернет-трейдинга в «Сити Брок» не говорят, впрочем, они очевидны. «Динамика прироста числа клиентов хуже прогнозов (ожидалось, что к концу этого года в Украине будет 10 тыс. интернет-трейдеров, в то время как сейчас их всего около 4,3 тыс. человек. — «ДЕЛО»). И у большинства онлайн-брокеров бизнес еще не рентабельный», — объясняет Сиренко. Похожего мнения придерживается и гендиректор брокерского дома «Открытие» Александр Стародубцев: «Многие компании, которые начали заниматься онлайн-брокериджем в 2009 году в Украине, рассчитывали заработать на этом быстрые деньги. Хотя срок окупаемости таких проектов от трех лет. И конечно, когда такие торговцы увидели, что в этот бизнес надо вкладывать много времени и средств, а прибыли он пока не приносит, то у многих наступило разочарование», — рассказывает фондовик.

Дальше будут продавать

Сделка по продаже онлайн-бизнеса, а точнее его клиентов, может быть не последней на рынке. По оценкам экспертов, о безубыточности онлайн-торговца можно говорить, когда число реальных клиентов, пользующихся услугами интернет-трейдинга, достигает 500 человек. Таких компаний на украинском рынке единицы — «Драгон Капитал» и Astrum. «Я не исключаю, что из-за убыточности компании, для которых онлайн-брокеридж единственный или основной вид деятельности, вынуждены будут искать дополнительные источники финансирования. Если не найдут — им придется уходить с рынка. В таком случае продажа (передача) своих клиентов другому брокеру — это наиболее предпочтительный вариант», — отмечает Сиренко.

О том, что еще две-три компании могут последовать примеру «Сити Брок», говорит и Стародубцев. «Сейчас активно развивает это направление только шесть-семь компаний. У большинства других торговцев эта услуга представлена в пассивном режиме, то есть они активно не продвигают сервис и не ищут клиентов. Думаю, что еще две-три компании, которые рассчитывали быстро начать зарабатывать на этом большие деньги, могут уйти», — прогнозирует эксперт.