Сжиженный газ - перспективное автомобильное топливо

Доля сжиженного газа в общем объеме потребления автомобильных топлив достигла почти 10%. Его сравнительно низкая цена и экономичность позволяют говорить, что нынешний показатель — далеко не предел

Кризисные явления, рост цен на бензин и ряд других факторов подталкивают украинцев к переходу на более экономичное автомобильное топливо — сжиженный газ (LPG). По прогнозам «Консалтинговой группы А-95», баланс LPG в Украине по итогам 2010 года составит более 800 тыс. тонн, что на 9,5% больше, чем показатель предыдущего года.  Из данного объема немногим более 70 тыс. тонн используется населением для отопления и приготовления пищи, остальные 730 тыс. тонн идут на заправку автомобилей. Таким образом, сжиженный газ уже составляет 9,4% национального розничного рынка моторных топлив.

«Рынок сжиженного газа является более устойчивым к кризисным процессам в экономике, чем рынок высокооктанового бензина, и следовательно, имеет большие инвестиционные преимущества», — объясняет Дмитрий Кулик, директор компании «Параллель» (эксплуатирует 76 АЗС на востоке Украины). Так, компания уже эксплуатирует 32 газовые колонки на своих АЗК на востоке Украины, и в перспективе планирует установить еще 15-25 модулей. Серьезные планы по расширению газового звена имеет также сеть WOG. В ее планах до конца года увеличить количество автомобильных газозаправочных пунктов до 97, а в 2011-м — еще на 30 объектов. Сеть «ОККО» до конца текущего года намерена расширить сеть газовых колонок до 121 единицы.

Бурный рост рынка сказался на изменении структуры поставок газа в Украину. Долгое время украинская отрасль LPG была экспортно ориентированной, так как газ производился в избытке. Однако на фоне растущего спроса на сжиженный газ внутреннее производство демонстрирует падение объемов. 2010 год стал переломным: стагнация внутреннего производства и другие факторы спровоцировали поток импорта в страну. За 10 месяцев 2010-го в Украину было завезено более 150 тыс. тонн газа, что сопоставимо с объемом импорта за последние три года. 

Оптовые цены на LPG в Украине в 2010 г., $/т с НДС

Год
Объем, тыс. т
2006
95,96
2007
92,68
2008
82,54
2009
82,74
2010*
199

Растет и расти будет

По словам газовиков, сегодня есть все условия для дальнейшего развития рынка. Но главным из них является сохранение стоимости газа на уровне не более 50% от цены А-95. Только так можно обеспечить прирост потребителей, уверены операторы. «Для человека, установившего газобаллонное оборудование, будет выгодно заправляться газом, даже если цена составит 6 грн. Это ведь все равно дешевле, чем 8,10 грн. за литр «девяносто пятого», — утверждает директор полтавской компании «Автотранс» Сергей Михайлик. — Но в таких условиях теряется перспектива появления новых потребителей газа. А этого допускать нельзя».

Очевидно, что ударить по популярности газа не удастся даже введением акциза в размере 40 евро за тонну топлива с 2011 года. Напомним, увеличение налоговой нагрузки на бензин составит 50 евро за тонну. При сегодняшних условиях это будет означать рост цен на бензин на 50 коп. за литр при вдвое меньшем удорожании более легкого газа. Кроме того, ценовой отрыв может увеличиться за счет введения импортных пошлин на светлые нефтепродукты, что прибавит к стоимости бензина еще около 1 грн. за литр.

Каков же потенциал этого рынка? Опыт Польши, Италии, Литвы и других стран, где активно используется пропан-бутан в качестве моторного топлива, показывает, что LPG может занимать до 30% всего баланса моторных топлив. Это в переводе на Украину означает около 3 млн. тонн. На данный момент, учитывая неизбежное повышение цен на бензин, можно предположить, что в следующем году темпы роста рынка LPG могут сохраняться на уровне 2010 года.

Артем КУЮН, специально для «ДЕЛА»