Без средств "Нафтогаза" невозможно реализовать план санации — глава "Укрнафты" Марк Роллинс

Delo.UA расспросило главу правления "Укрнафты" Марка Роллинса о приоритетах в вопросах санации компании и путях выхода из нынешнего кризиса
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Менеджмент ПАО "Укрнафта" предложил пошаговый план досудебной санации компании, но из-за проблем в наблюдательном совете его рассмотрение и утверждение откладывается.

Одним из камней преткновения стал долг НАК "Нафтогаз Украины" за газ, поставленный "Укрнафтой" в 2006-2012 годах. Тогда правительство утверждало цену на газ на потребности населения и ТКЭ, которая была ниже рыночной. Предыдущий менеджмент компании не соглашался с этим. Поэтому компания не подписывала договора купли-продажи, но газ был закачан в хранилища и потреблен.

Сейчас "Укрнафта" через суд пытается добиться от "Нафтогаза" оплаты газа по нынешним ценам. В НАКе готовы платить, но по утвержденным правительством низким ценам 2006-2012 годов.

В августе "Укрнафта" заявила, что члены набсовета от "Нафтогаза"поставили условие утверждения плана санации — компания должна отказаться от попыток взыскать природный газ или его стоимость.

Но первым пунктом в своем плане санации "Укрнафта" указывает выплату "Нафтогазом" 3,7 млрд грн. По словам главы правления "Укрнафты" Марка Роллинса, это сумма, сформированная на основании стоимости газа, которую признает НАК.

Параллельно "Укрнафта" накопила больше 18 млрд грн дебиторской задолженности. Но ее возврат не является первым пунктом повестки дня. Delo.UA расспросило главу правления "Укрнафты" Марка Роллинса о приоритетах в вопросах санации и путях выхода из нынешнего кризиса

Насколько приоритетно для плана досудебной санации "Укрнафты" получить от НАК "Нафтогаз Украины" деньги за спорный газ в самом начале санации?

Для меня это имеет высокий приоритет: очень сложно получить долги от других должников, если наш крупнейший должник — "Нафтогаз" — не вернет нам деньги. Я думаю, без этих средств невозможно реализовать план санации.

Что важно — в нашем плане санации мы не просим весь объем денег, хотя наши судебные претензии гораздо больше. Мы просим те средства, которые уже находятся на балансе "Нафтогаза" как долг "Укрнафте".

Если впоследствии судебные решения или Стокгольмский арбитраж докажет, что стоимость газа, который должен нам "Нафтогаз" больше, то они доплатят. Если меньше — то "Укрнафта", конечно, вернет разницу.

Я считаю, что следует разделить юридические действия от досудебной санации: судебный процесс пусть идет своим чередом, а взнос (3,75 млрд грн — Delo.UA), который указан в плане санации, рассматривать как добрую волю в реализации этого плана.

Вы не откажетесь от судебной тяжбы с НАКом?

Я думаю, отказ от судебных разбирательств в этом вопросе не в интересах "Укрнафты".

Дебиторская задолженность "Укрнафты" огромна: цифра 3,75 млрд грн, которая указана в проекте санации — это весь объем, который вы рассчитываете вернуть, или только первый этап?

Общеизвестный факт, что компании должны 18 млрд грн ( предоплаты за нефтепродукты со сроком поставки в 2018 году и отсрочка оплаты нефти до декабря 2016 года — Delo.UA). В рамках плана санации мы достигли понимания, что должны получить от дебиторов такую же сумму, как и от "Нафтогаза" (3,75 млрд грн — Delo.UA). Это минимум, который мы хотим получить. Естественно, мы продолжим усилия по возврату основной задолженности.

Мы начали юридические разбирательства с рядом компаний, за которыми числится наша "дебиторка". Недавно суд вынес решение в пользу "Укрнафты" по иску в 600 млн грн. Мы будем работать над возвратом этого долга, насколько нам позволят обстоятельства. Но, конечно, нужно понимать, что перспективы его возврата достаточно сложные (абзац исправлен после публикации).

Вы лично контактируете с должниками?

Да, мы время от времени встречаемся с представителями должников. И цифра в 3,7 млрд грн произошла из наших обсуждений. Я не могу гарантировать, но верю, что они заплатят эти деньги.

Что делает компания в направлении увеличения своих внутренних ресурсов для погашения налогового долга? Мы видим попытки "Укрнафты" установить контроль над ценообразованием в своей сети АЗС, но что еще компания делает для увеличения денежного потока?

Мы каждый год готовим бизнес-план, предусматривающий ряд инвестиционных мероприятий, прогнозы цен на нефть. Это основа для прогноза cash flow: зная уровень инвестиций, предполагая уровень цены, мы можем предполагать тот объем cash flow, который будем генерировать.

Наш план санации базировался на реалистичных предположениях цен на нефть и инвестиций. И это основа наших расчетов по выплате долга.

Основную прибыль будет генерировать нефтедобыча?

Добыча нефти и газоконденсата — наш основной бизнес. Розничный бизнес — наши АЗС — пока не дают такого объема.

Наша сеть АЗС вторая по величине в Украине, после сетей группы Приват. В данный момент доля розницы в наших доходах невелика. Но, я думаю, она имеет стратегическое значение для компании. Это гарантированный канал сбыта нашей продукции, драйвер нашего имиджа и репутации.

Мы сейчас завершили работу над планом развития сети: оценили все станции, их расположение, оснащение и стоимость. Мы проведем ребрендинг части АЗС и оценим результаты. Мы также думаем над приобретением новых и продажей части существующих АЗС.

С мая мы получили контроль над маржинальностью наших АЗС. И я предполагаю, что мы сможем увеличить объем продукции, которую продаем через свою сеть и, соответственно, нашу рыночную долю, улучшить рентабельность нашего бизнеса.

Я думаю, у нас хорошие стартовые позиции. Мы сможем побороться в нижнем ценовом сегменте с WOG, OKKO. И благодаря хорошему качеству топлива — с небрендовыми заправками. Мы находимся посередине: можем откусить часть бизнеса у премиальных ритейлеров и часть у тех, кто ниже.

У "Укрнафты" не задаются отношения с партнерами. Можете ли вы доверять компании, у которой выкупаете нефть после аукционов?

Это чисто финансовая операция, которая происходит в тот же день. Я считаю, что это достаточно надежная компания.

С выкупом сжиженного газа аналогично происходит?

Мы пока не используем этот способ и пытаемся достучаться до правительства, объяснить — зачем нам использовать обходные пути, если гораздо выгоднее продавать через собственные АЗС.