Зачем "Укргазвыдобування" и "Укрнафта" решили обновлять свои АЗС-"старушки"

Практически одновременно "Укргазвыдобування" и "Укрнафта" объявили о намерении пересмотреть стратегию развития своих сетей АЗС. Delo.UA разбиралось в мотивах, которыми руководствуются менеджеры компаний
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Многие автомобилисты во время поездок по Украине предпочитают останавливаться на современных автозаправочных комплексах с кафе и магазинами. На такой заправке можно не только купить топливо, но и самому подкрепиться и отдохнуть.

В то же время в стороне остаются невзрачные АЗС, развитие которых остановилось лет 15-20 назад. Если это не заправка мелкого регионального предпринимателя, то практически наверняка — витрина крупных добывающих предприятий "Укргазвыдобування" или "Укрнафты". В 2016 году они наконец задумались над тем, что делать со своей розницей, через которую, откровенно говоря, продается не самое плохое топливо.

"Укргазвыдобування" — крупнейший в стране добытчик природного газа. При этом компания обладает производственной вертикалью "добыча газа и газового конденсата — переработка (Шебелинский ГПЗ) — оптовая торговля — розничная торговля". Однако ее сеть АЗС не превышает 20 единиц.

Зато крупнейший нефтедобытчик "Укрнафта" владеет более чем 500 АЗС. В его активе (или пассиве) также родственные отношения с крупнейшим НПЗ страны — "Укртатнафтой" (Кременчуг). Во многом благодаря такому родству, длительное время АЗС "Укрнафты" де-факто контролировались структурами, связанными с Игорем Коломойским.

Новый менеджмент объявил о возврате сети в оперативное управление компании. "Укрнафта" сама обеспечивает свою сеть. "Приват" не контролирует компанию. На рынке мы больше нигде не пересекаемся. Когда это произойдет — будем конкурировать", — сказал в интервью "Новое время" Феликс Лунев, замглавы правления компании.

Заявлениям руководства верят не все эксперты. Глава Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонид Косянчук считает, что сеть АЗС "Укрнафты" до сих пор подконтрольна группе "Приват" Игоря Коломойского, и говорить о независимости нет смысла.

Не видит отличий в маркетинговой и ценовой политике АЗС "Укрнафты" и группы "Приват" директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.

"Проблема в том, что "Укрнафта" не является независимой сетью, а изначально была выделена (продана) "Приватом" "Укрнафте", но по факту осталась частью этой крупнейшей сети страны. Мы видим, что маркетинг, ассортимент и ценообразование в их сетях идентичны. Сохраняется эта ситуация и сегодня, поэтому говорить о сети "Укрнафты" как независимом игроке нельзя", — говорит Куюн.

Ресурсы компаний

Если смотреть на активы компаний, то "Укрнафта" имеет потенциал серьезного рыночного игрока, так как владеет около 540 АЗС. "Для сравнения, у ОККО — около 400 станций, а у WOG — 450 станций. Больше только у "Привата" — около 1000 АЗС (ANP, Авиас, "Сентоза и прочие)", — уточняет Куюн.

В собственности "Укргазвыдобування" лишь 18 АЗС, через которые реализует около 10% производимого топлива. Еще около 5% продукции экспортируется, остальное реализуют оптовым покупателям через биржу.

В 2015 году компания занимала 2% украинского рынка дизтоплива, 7% рынка бензинов, 15,5% рынка сжиженного газа. В 2017 году планируют выйти на 5% рынка ДП, 10% — рынка бензина, 20% рынка сжиженного газа.

Сейчас на АЗС "Укргазвыдобування" продают только топливо собственного производства. Этой стратегии планируют держаться и дальше.

Но в связи с проводимой модернизацией меняется ассортимент. Сейчас сеть продает бензин А-80 (Евро-4), А92 (Евро-4), А95 (Евро-4, Евро-5), ДП (Евро-4) и сжиженный газ.

В самых ближайших планах УГВ и ее филиала Шебелинского ГПЗ — полностью перейти на производство бензина и дизеля Евро-5, и продавать на АЗС исключительно топливо этого стандарта.

Завод освоил производство бензина стандарта Евро-5 лишь в августе 2016 года, поэтому объемы такого топлива пока небольшие. В сентябре на биржевых торгах продали первые 165 тонн. Тогда как А92 (Евро-4) за тот же период — 4,785 тыс. тонн.

"Укрнафте" принадлежат 542 АЗС во всех регионах страны, кроме Сумской области. Пять станций остались в неподконтрольных районах Донецкой и Луганской областях, и к ним компания доступ не имеет. По словам пресс-службы, операционный контроль над деятельностью АЗС осуществляет "Укрнафта".

На станциях продается топливо 92 Energy, 95, 95 Energy, 95 elite super, дизтопливо и автомобильный газ Кременчугского НПЗ "Укртатнафта", с которым у компании "партнерские отношения, согласно общепринятой модели данных бизнес-операций".

В 2015 году доля "Укрнафты" составила 17,3% розничного рынка продажи бензинов и дизтоплива, а в сжиженном газе — 9,6%.

"Начальные условия неплохие. Несмотря на отсутствие маркетинга и технически слабые станции, сеть обеспечивалась топливом неплохого качества, поэтому негативного отношения к сети нет", — оценивает позиции "Укрнафты" Куюн.

Он считает, что нынешний менеджмент компании достаточно опытен, чтобы самостоятельно управлять сетью и развивать ее.

Например, Лунев до прихода в "Укрнафту" долгие годы работал в группе компаний ТНК и ТНК-ВР в Украине. У него есть опыт работы советником главы НАК "Нафтогаз Украины", руководителем маркетинга в холдинге "Ромпетрол" (Румыния). И, по данным Oilnews, даже сотрудничества с Сергеем Курченко в создании сети оптово-розничной реализации нефтепродуктов в оккупированном Крыму.

Зачем ввязываться в игру?

После длительного периода пребывания в тени лидеров розничного рынка обе компании заявили о планах развивать собственные сети АЗС. Но, как оказалось, у них разная мотивация.

В УГВ хотят развивать ритейл, поскольку это самый маржинальный канал сбыта продукции. Но это также способ оперативнее реагировать на потребности оптовых потребителей.

"Потребитель нашего ритейла позволяет спрогнозировать действия потребителей наших оптовых клиентов, а значит — глубже понять их нужды. Наличие собственной розницы помогает в оптимизации оптовых продаж", — рассказал коммерческий директор "Укргазвыдобування" Сергей Федоренко.

В "Укрнафте" топливный ритейл, наоборот, называют одним из двух центров прибыли компании. Поэтому сеть собираются развивать как одно из самых приоритетных направлений.

Несмотря на разницу в размерах, УГВ и "Укрнафта" имеют похожие проблемы. Например, отсутствие дополнительного сервиса на станциях.

"Большим недостатком является неразвитость дополнительных услуг — магазинов, кафе и даже туалетов — неотъемлемых атрибутов современной сети АЗС, которые формирует и немалую часть прибыли заправки", — обращает внимание Куюн.

Пока гранды украинского топливного ритейла WOG и OKKO соревнуются, у кого вкуснее кофе или хот-дог, многие заправки "Укрнафты" или УГВ выглядят как привет из 1990-х.

Куда двигаться?

Подтверждая свою веру в перспективность розничного направления, УГВ уже завершает строительство мощного автозаправочного комплекса в Харькове, а также начала проектные работы на нескольких объектах в Харьковской и Полтавской областях.

"Сейчас имеем все основания считать эти планы (увеличить свою долю розничного рынка — ред.) реальными", — подчеркнул Федоренко. Сильными сторонами компании он называет высокое качество топлива и адекватную цену, а также — планы внедрять дополнительные сервисы для розничных и оптовых покупателей.

В "Укрнафте" пока начали со стратегии развития розницы и анализируют АЗС каждого региона.

"Стратегия будет включать ребрендинг, данные о ценовом позиционировании и продажах сопутствующих товаров, информацию о внедрении новых видов топлива", — объяснили в пресс-службе.

Перспективы развития ритейла в УГВ и "Укрнафте" зависят не только от менеджмента компаний, но и от позиций акционеров. Например, в "Укрнафте" довольно проблемный миноритарный акционер — группа "Приват", которой может быть не выгодно развитие конкурента. Приват владеет крупнейшей в Украине сетью АЗС, которая объединяет около 1000 станций с разными вывесками — Авиас, Сентоза, ANP и др. Доля объединенной сети "Привата" и "Укрнафты" охватывает 25-30% рынка розницы.

В "Укргазвыдобуванни" тоже велика зависимость от акционера — НАК "Нафтогаз Украины". Например, "Нафтогаз" может предположить, что разумнее свободные средства вкладывать в развитие газодобычи, а не в модернизацию АЗС И АГЗС.

К тому же, как напоминает Куюн, топливная розница — совсем не конек крупных добывающих компаний.

"Российские вертикально-интегрированные компании, например, проигрывали в Украине местным игрокам. Крупнейшая частная нефтяная компания России "Лукойл" недавно продала розничные сети в Украине, Прибалтике и Польше, а в России всерьез рассматривает перспективу передачи заправок в управление частным предпринимателям, которые больше мотивированы", — говорит эксперт.

В "Укрнафте" он отмечает провал по ключевым направлениям деятельности — добыче нефти и газа. "А розничный бизнес обычно не в приоритете даже у крупных вертикально-интегрированных холдингов", — подчеркивает Куюн.

Когда ждать результат?

В "Укргазвыдобуванни" уже начали свое обновление. Количество их станций так мало, что можно управиться до конца следующего года.

Но для огромной "Укрнафты" обновление сети займет минимум пяти лет.

"В хорошие докризисные годы крупнейшие игроки обновляли до 50 станций в год. Даже если "Укрнафта" будет обновлять по 100 станций, у нее этот процесс займет около 5 лет", — оценивает скорость модернизации Куюн.

"Укрнафте" придется оценить состояние своей сети. Возможно, придется закрыть какие-то объекты. Обновление необходимо начинать с флагманов в своих регионах и далее следовать в зависимости от показателей работы той или иной станции.

Но в любом случае, подчеркивает Куюн, успех "Укрнафты" зависит от того, отпустит ли ее "Приват" со своей орбиты, даст ли возможность компании развиваться и стать по-настоящему независимой.