Чем привлекает инвесторов перевалка зерна в украинских портах?

В ближайшие годы в украинских морских портах запланировано открытие сразу нескольких зерновых терминалов. Компании поверили в урожайные перспективы Украины и направляют инвестиции в портовой сектор в расчете на существенный рост экспорта зерновых
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

IV Украинский зерновой конгресс, проходивший 22-23 октября в Киеве, ознаменовался громкими "портовыми заявлениями". Чиновники и бизнесмены говорили о перспективах экспорта зерна из страны, а в связи с этим — и о расширении возможностей по перевалке в морских торговых портах (МТП).

Прогноз с интересом

По ожиданиям Министерства аграрной политики и продовольствия (Минагропрод), в нынешнем году урожай зерна в Украине составит 58-60 млн тонн против 46,2 млн тонн в 2012-м. Объем экспорта при этом может достигнуть 30 млн тонн. В подготовленной аграрными чиновниками программе "Зерно Украины — 2015" отмечается, что в перспективе ближайших нескольких лет страна сможет экспортировать 35-36 млн тонн зерновых. А к 2020 году, как заявил на отраслевом форуме глава Минагропрода Николай Присяжнюк, экспортный потенциал по нашему зерну составит порядка 41 млн тонн ежегодно.

Эти цифры впечатляют не только спикеров, которые их оглашают. На них ориентируются в своих планах и начинаниях как государственные, так и частные участники портовой деятельности в стране.

"Более 90% насыпного сельскохозяйственного экспорта проходит через украинские порты", — отмечают в Администрации морских портов Украины (АМПУ). И утверждают: повышение интереса участников стивидорного бизнеса к созданию новых зерновых терминалов связано с тем, что после вступления в силу нового Закона "О морских портах Украины" возросли "экспортные возможности в этом направлении и опции для реализации инфраструктурных проектов".

Представителей АМПУ понять можно. Их логика немало продиктована "ведомственными причинами" — Администрация была создана лишь минувшим летом после вступления в силу названного закона. У аграрных экспертов и стивидоров — свои соображения.

Эксперт Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Игорь Остапчук полагает, что развитие зерноперевалки обусловлено заинтересованностью инвесторов в показателях рентабельности данного вида стивидорной деятельности. "Если сравнить цены на перевалку зерна в Европе и в Украине, то у нас ее стоимость находится на уровне $20-25 за тонну, а в западноевропейских странах — $7-8 за тонну. Интерес инвесторов понятен", — отметил Остапчук в разговоре с журналистом Delo.UA.

Александр Смирнов, генеральный директор холдинга "Портинвест" (управляет портовыми активами группы "СКМ" Рината Ахметова) говорит, что строительство дополнительных мощностей по перевалке зерна в портах связано не только с ожиданиями по увеличению украинских урожаев. По его словам, в стране отсутствуют в достаточном количестве элеваторы, требуемые для хранения и доведения до товарной кондиции зерновых. То же самое относится и к складам зерновых терминалов. "Достаточные мощности хранения позволяют экспортерам и трейдерам эффективно реализовывать торговые стратегии в течение всего маркетингового года", — подчеркивает топ-менеджер в своем комментарии для нашего ресурса.

Зерноперевалка в проектах

Возглавляемый Смирновым холдинг владеет в Севастопольской бухте терминалом "Авлита" — с пропускной способностью до 3 млн тонн зерна в год и единовременной способностью хранения до 170 тыс. тонн. "Авлита" направляет средства в развитие железнодорожной составляющей своего бизнеса — прилегающие станции "Инженерная" (принадлежит компании) и "Мекензиевы горы", находящейся в ведении "Укрзализныци". Как рассчитывают в "Портинвесте", эти мероприятия позволят в полтора раза увеличить пропускную способность участка железной дороги "Мекензиевы горы", что обеспечит более высокие объемы перевалки и на, собственно, "Авлите".

Куда более масштабную программу осуществляют стивидорная компания "Бруклин-Киев" и международный трейдер Louis Dreyfus в Одесском морском торговом порту (ОМТП), где 22 октября на Андросовском молу сдали первую очередь зерноперевалочного терминала емкостью в 70 тыс тонн. "Проектная мощность комплекса позволит хранить и переваливать 4 млн. тонн зерна в год. Общая стоимость проекта, который реализуется в рамках государственно-частного партнерства — $125 млн, из них $95 млн — средства инвестора", — отмечается в пресс-релизе стивидорной компании.

Со своей стороны представители Louis Dreyfus сообщали в комментариях информагентствам, что планируют осуществить первые перевалки через новый терминал в ближайшие месяцы. А в пятницу, 25 октября, выяснилось, что инвестиционный проект на Андросовском молу заинтересовал и ЕБРР. Как сообщил Delo.UA пресс-секретарь этого банка Антон Усов, сейчас изучается возможность предоставления $60 млн (с привлечение коммерческих банков) для последующего финансирования строительства зерновых терминалов "Бруклин-Киев" в ОМТП. Хотя по существу данный вопрос будет рассматриваться советом директоров ЕБРР в конце ноября, подчеркнул Усов.

Мощности по перевалке зерна расширяет и ООО "МСП Ника-Тера" — николаевский частный терминал, входящий в Group DF Дмитрия Фирташа. На берегу Бугского-Днепровского лимана компания строит зерновой элеватор силосного типа, вместительность которого составит 170 тыс тонн. Объем инвестиций в этот проект в текущем году запланирован на уровне 124 млн грн ($15,5 млн по курсу НБУ). "Благодаря строительству зернового терминала (третья очередь) объем единовременного хранения увеличится более чем в пять раз — с нынешних 40 тыс. тонн до 210 тыс. тонн. Это позволит увеличить грузооборот зернового комплекса до 6 млн тонн в год", — сообщил руководитель "Ника-Тера" Александр Гайду. Весной в компании заявляли, что проект должен быть завершен еще в нынешнем году.

Соответствующие планы оглашают и в сельхозгруппе "Укрлэндфарминг". Ее владелец Олег Бахматюк на все том же зерновом конгрессе заявил — компания намерена с марта-апреля 2014 года начать строительство терминала в МТП "Южный". (В начале 2013 года группа приобрела земельный участок площадью 68,6 га в районе этого порта). "Строительство первой очереди терминала планируется завершить в течение двух лет, общий объем инвестиций в данный проект составит около $1 млрд", — цитирует "АПК-Информ" главу "Укрлэндфарминга".

В марте этого года Бахматюк в комментарии ресурсу ЦТС сообщал, что стоимость данного терминала может составлять $700-800 млн, и такая сумма инвестиций является слишком большой для "Укрлэндфарминга". Взносом компании может стать земельный участок и гарантированная загрузка значительной доли зернового терминала, годовая перевалочная мощность которого намечается на уровне до 5 млн тонн.

Избыточные перспективы

По данным АМПУ, нынешние мощности украинских морпортов по переработке зерновых грузов превышают 40 млн тонн в год, а емкость единовременного хранения в украинских портовых элеваторах — около 2,2 млн тонн. Как видно, даже эти мощности — избыточны для нынешнего уровня отечественного зернового экспорта. А уже реализуемые и планируемые к осуществлению в ближайшей перспективе инвестпроекты по созданию новых терминалов могут прибавить к указанному уровню еще не менее 10 млн тонн. (Свою оценку перспективных мощностей по перевалке зерна в портах в Администрации морпортов обещают провести не ранее, чем через месяц).

Остапчук из УКАБ прогнозирует, что увеличение игроков в сфере портовой перевалки зерна приведет и к усилению конкуренции в сегменте. Следствием этого, по его мнению, станет уравнивание украинских расценок на перевалку зерна с европейскими. Но данный момент, похоже, инвесторов в портовую перегрузку зерна не беспокоит. Желание и возможность заработать на "урожайном тренде" Украины пересиливает все потенциальные и отложенные риски в этой сфере стивидорного бизнеса.