Деловые итоги дня: Порошенко продал "Корреспондент", а правительство недовольно Фирташем

Порошенко продал UMH медиаактивы, "Укрзализныця" назначила на ежедневное курсирование скоростной поезд Hyundai сообщением Киев — Харьков, а на рынок Украины выходят итальянские косметические бренды Bottega Verde и Gossip — таковы деловые итоги 24 апреля
Порошенко продал UMH свою долю в медиаактивах

Депутат и бизнесмен Петр Порошенко продает долю в журнале "Корреспондент", сайте korrespondent.net и радиостанции "Наше радио" и готовится инвестировать в новый проект в сфере СМИ. Порошенко больше не является партнером United Media Holding (UMH). Медиагруппа выкупает по 50% в "Нашем радио" и KP Media (журнал "Корреспондент", сайт korrespondent.net и портал bigmir.net) у структур бизнесмена и становится единственным владельцем этих компаний, рассказал источник, близкий к одной из сторон сделки. В феврале этого года Порошенко также продал UMH свою долю в радиостанциях "Ретро ФМ" и Next.

Порошенко подтвердил продажу активов, уточнив, что она была осуществлена по условиям опциона, заключенного сторонами в 2010 году.

"По соглашению акционеров, возможность реализовать опцион была у обеих сторон. Мы своим правом воспользовались", — уточнил вице-президент UMH Григорий Шверк.

По его словам, сделка сейчас в процессе закрытия, ее сумму стороны назвать отказались.

Учитывая политические амбиции Порошенко, выход из медиаактивов является нелогичным, считает первый заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации "регионалка" Елена Бондаренко.

Именно Порошенко может стать единым кандидатом от оппозиции на выборах мэра. "С другой стороны, Петр Алексеевич — успешный бизнесмен. Либо ему предложили крайне выгодные условия сделки, либо это какой-то хитрый ход",— отметила Бондаренко.

Порошенко заявил, что может заняться новым медиапроектом. "Я считаю, что наше сотрудничество с UMH было весьма плодотворным. Именно поэтому планирую сосредоточить свое внимание на новом масштабном медиапроекте",— отметил господин Порошенко. Комментировать подробности он отказался.

В UMH неоднократно заявляли, что пытаются упростить структуру акционерного капитала и ведут переговоры с партнерами о выкупе их долей в совместном бизнесе.

Государство больше не хочет газовой помощи от Фирташа

Химический концерн "Стирол", входящий в холдинг OstChem бизнесмена Дмитрия Фирташа, намерен продавать на внутреннем рынке природный газ. Общая стоимость такой реализации может превысить 7,73 млрд. грн. (около $950 млн. при курсе 8,14 грн. за $1). Если, конечно, компании Фирташа позволят довести запущенную схему до собственно продаж.

На апрельском акционерном собрании "Стирола" утверждены планы по реализации природного газа внутри страны в объеме до 2 млрд. куб. м. Цену на свой газ при этом в компании определили на двух уровнях. 3867,12 грн. ($475) за 1 тыс. куб. м он будет стоить при передаче на границе между Украиной и РФ и в пунктах выдачи из подземных хранилищ (ПХГ) ПАО "Укртрансгаз". 3847,32 грн. ($473) за тысячу кубометров его стоимость составит при передаче непосредственно в ПХГ, отмечалось в протоколе собрания от 10 апреля.

Обе суммы гораздо выше средней цены, по которой НАК "Нафтогаз", по данным самой компании, покупал энергоноситель в первом квартале-2013 у российского "Газпрома" — $406 за тыс. куб. м. Иными словами "вырисовывается" разница в $67-69 на каждой тысяче кубометров. Но возможная надбавка "Стирола" от планируемых продаж, однако не столь велика. Концерн закупает энергоноситель у не чуждого ему холдинга OstChem, одного из главных негосударственных импортеров природного газа в Украину, по согласованной акционерами цене в $430 за тыс. куб. м. По данным газеты "КоммерсантЪ", собственно OstChem покупал его у Gazprom Germania по $420/тыс. куб. м.

Но эти цены для компаний Фирташа все равно были выгодными. Ведь товар от "Газпрома"/"Нафтогаза" доходит от российской границы до украинских промпредприятий уже после ряда удорожаний, включая оплату услуг за транспортировку. Нередко это добавляет к его изначальной цене порядка $100 за тыс. куб. м. и выше. По подсчетам Delo.UA, только на перепродаже указанного объема газа структуры Фирташа могут заработать до $20 млн.

Дальше — больше. При продаже топлива ООО "Лидергаз" (эту компанию акционеры "Стирола" в конце 2012-го определили в качестве своего потенциального "газового покупателя". — Ред.), выручка возрастает почти до $90 млн. Уже "Лидергаз" по схеме должен осуществлять поставки в "Укртрансгаз" — дочернее предприятие "Нафтогаза", которое распределяет топливо между облгазами.

В Министерстве энергетики и угольной промышленности (Минэнергоугля) отмечают, что влиять на ценообразование при внутренних перепродажах никак не собираются. "У нас свободный рынок, каждый может устанавливать свою цену, которую мы никак не будем лимитировать", — сказал в комментарии Delo.UA профильный министр Эдуард Ставицкий.

Сведения о том, что структуры Фирташа будут поставлять топливо во внутреннюю газовую систему страны, возникли задолго до апрельского акционерного собрания на "Стироле". Еще в марте текущего года в ходе пресс-конференции на Запорожском титано-магниевом комбинате бизнесмен сообщил, что готов поставить другим промышленным потребителям страны до 1,5-2 млрд. кубов природного газа.

Согласно словам главы Group DF, накануне к нему обратились из "Нафтогаз Украины" с просьбой организовать поставки газа для других предприятий в первом квартале. Обоснование приводилось такое — НАК в период приостановки отбора топлива от "Газпрома" значительные объемы газа направляет на нужды предприятий тепловой коммунальной энергетики (ТКЭ) и населения. "Была просьба к нам, чтобы мы продали часть своего объема на рынок, для того чтобы им помочь. Чтобы они не закупали лишние объемы, а отдали газ на ТКЭ и население", — пояснял в марте бизнесмен.

Однако в "Нафтогазе", хоть ранее и попросили главу Group DF помочь промышленникам, теперь, судя по всему, обеспокоились возросшим импортом российского природного газа, осуществляемым коммерческими структурами. Руководство НАК опасается предъявления со стороны "Газпрома" очередных штрафных санкций,сообщила во вторник, 23 апреля, "Экономическая правда". Издание при этом ссылается на имеющуюся в его распоряжении копию письма главы НАК "Нафтогаз Украины" Евгения Бакулина к министру энергетики и угольной промышленности Эдуарду Ставицкому.

А именно: "Так, начиная с февраля текущего года без согласования с компанией и без подписания соответствующих дополнений относительно сокращения поставок по контракту, с территории России поступает импортированный природный газ через компанию OstChem Gas Trading AG (Швейцария) в месячных объемах, которые практически полностью покрывают потребности в импортированном газе промышленных потребителей Украины".

Претензия была бы вполне понятной, если бы еще в декабре 2012 года в "Нафтогазе" не приняли решение о либерализации внутреннего рынка природного газа, позволив работать на нем и коммерческим компаниям. НАК при этом остается гарантированным поставщиком топлива как для промсектора, так и для потребностей коммунальщиков и населения.

Все эти соображения, впрочем, никак не устраняют одного важного обстоятельства. Существует контракт, о котором и идет речь в письме. И подобное положение вещей может отразиться на его выполнении.

"Необходимо договориться с русскими. Поскольку прецедент, имевший место в сентябре прошлого года в Венском арбитраже, показал, что нужно учитывать весь газ, импортированный на территорию Украины, как выполнение контракта. То есть, нужно подписать дополнение к нему, учитывающее импорт российского газа в том числе и со стороны трейдеров", — комментирует экс-пресс-секретарь НАК "Нафтогаз Украины" Валентин Землянский.

Он уверен, что при такой схеме, если дело дойдет до суда, у Украины будет достаточно аргументов, чтобы решить данный спор в свою пользу. Но лишь в том случае, если НАК и трейдеры совокупно выкупят у "Газпрома" не менее 33 млрд. кубов природного газа, задекларированных в контракте. "Если объем будет ниже этого уровня, у "Газпрома" будет повод отстаивать свою правоту в Стокгольмском арбитраже", — говорит эксперт.

На момент публикации этой заметки в пресс-службах НАК "Нафтогаз Украина" и Минэнергоугля прояснить ситуацию не смогли. А вот в холдинге OstChem Delo.UA заявили, что работают в интересах потребителей и не имеют отношения к контрактам НАК и "Газпрома", поскольку обладают прямыми договорами с поставщиками.

Доводы, конечно, логичные. Но возможные штрафные санкции в размере большем, чем счет в $7 млрд. от "Газпрома", выставленный в начале текущего года и "проигнорированный" Украиной, их вполне могут и перевесить. И тогда совсем не исключен уже иной суд. Тем более, что в практике взаимоотношений компаний Фирташа с украинским государством они уже встречались.

"Газпром" разберется, почему Украина покупает газ на стороне

Закупка Украиной газа в Европе — это, возможно, нарушение транзитного контракта с "Газпромом", российская компания намерена расследовать этот процесс с помощью независимых экспертов и привлечь украинскую сторону к ответственности.

Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер, отвечая на вопрос журналистов о реверсных поставках газа на Украину из Европы, заявил, что "физический реверс из Европы на Украину просто невозможен — нет отдельного газопровода".

"Поэтому речь могут вести только о каких-то "бумажных" непрозрачных операциях, с законностью которых надо разбираться: если для виртуального "реверса" используется наш транзитный газ — это прямое нарушение, за которое придется ответить", — сказал глава "Газпрома".

"Такие вещи проверяются и доказуемы — у нас уже есть опыт привлечения независимых мониторинговых компаний для контроля за операциями с нашим газом на Украине. Мы уверены, что серьезные европейские компании не будут участвовать в сомнительных газовых сделках с Украиной, в которых используется газпромовский газ, который "Нафтогазу" не принадлежит", — заявил Миллер.

"Киевэнерго" выплатит 30% прибыли акционерам

Столичная энергокомпания ПАО "Киевэнерго" по итогам 2012 года выплатит 713,036 млн грн дивидендов.

Компания выплатит 6,58 грн на каждую акцию до 1 июля 2013 года. Соответствующее решение акционеры "Киевэнерго" приняли на заседании 22 апреля, сообщила пресс-служба компании.

Еще 1662,264 млн грн (70% чистой прибыли "Киевэнерго" за 2012 год) останутся нераспределенными для выполнения уставных целей.

Как сообщалось, "Киевэнерго" эксплуатирует практически все энергетические объекты, расположенные в столице, за исключением Дарницкой теплоэлектроцентрали.

Крупнейший вертикально интегрированный энергохолдинг Украины ДТЭК владеет 72,33% акций "Киевэнерго". Еще 25%+1 акция компании принадлежит НАК "Энергетическая компания Украины".

Договор по добыче газа на Черноморском шельфе подпишут до конца лета — Минэкологии

Кабинет министров Украины рассчитывает подписать соглашения о разделе продукции (СРП) по Скифскому нефтегазоносному участку на шельфе Черного моря с консорциумом в составе ExxonMobil, Shell, Petrom (Румыния, "дочка" австрийской OMV) и НАК "Надра Украина" до августа текущего года, сообщил журналистам министр экологии и природных ресурсов Украины Олег Проскуряков в Киеве.

"Тут вопрос не в сроках, а в качестве подготовки этого документа. И когда мы будем уверены, что максимально защищены права Украины — как юридически, так и финансово-экономически, только тогда мы выйдем на подписание. Граничные сроки подписания с Exxon Mobil — это август месяц. По законодательству, есть возможность продлить еще на полгода, но, я думаю, этого не произойдет. То есть до августа", — сказал он.

ВЕТЭК начал реверсные поставки газа из Венгрии

"Восточно-Европейская топливно-энергетическая компания (ВЕТЭК) начала реверсные поставки природного газа в Украину из Венгрии, сообщили в пресс-службе группы.

Закупками газа занимается входящее в группу ООО "Украинская нафто-газовая компания" (УНГК, Харьков). "Поставки из Венгрии начались с марта, законтрактован объем 90 млн куб. м в месяц", — отметили в ВЕТЭК. Согласно данным венгерского оператора газотранспортной системы FGSZ, с 1 по 6 апреля включительно в Украину было поставлено 17,5 млн куб. м газа из Европы — около 3 млн куб. м в день.

Как сообщалось, УНГК располагает лицензией на поставку газа по нерегулируемому тарифу объемом 1 млрд куб. м в год.

Украина начала импорт газа из Европы через Венгрию в конце марта. Как заявил премьер-министр Николай Азаров, существующие возможности позволяют импортировать 2 млрд куб. м в год, но, по расчетам экспертов, эти мощности можно увеличить в пять раз — до 10 млрд куб. м. Кроме того, Украина с ноября прошлого года получает через территорию Польши немецкий газ по контракту с RWE Supply&Trading.

Британская компания будет искать для "Укрзализныци" покупателей облигаций на $360 млн

Госпредприятия Приднепровская, Донецкая и Львовская железная дорога отобрали британскую компанию Shortline PLC для посреднических услуг при привлечении более $360 млн от размещения облигаций.

Согласно сообщениям желдорог в "Вестнике государственных закупок", британская компания предоставит "услуги по привлечению средств от размещения облигаций участия в кредите на международных рынках капитала".

Акцепт договора с Донецкой желдорогой состоялся 22 апреля текущего года, с Приднепровской — 19 апреля, со Львовской 22 апреля по процедуре закупки у одного участника.

Стоимость договора с Донецкой железной дорогой составляет $160,975 млн (без НДС), с Приднепровской — $103,4 млн (без НДС), со Львовской — $100 млн (без НДС).

Напомним, что Кабмин постановлением правительства №170 от 20 марта 2013 года расширил полномочия "Укрзализныци" по организации внешних заимствований, в частности, привлечению юридических советников и рейтинговых агентств, что необходимо для дебютного выпуска еврооблигаций.

На "Укрзализныцю" возложена функция привлечения юридических советников, банков, других финансовых учреждений, финансовых консультантов, проведения работы с международными рейтинговыми агентствами и привлечения других лиц, услуги которых необходимы для осуществления заимствований.

"Укрзализныця" также должна определять единую политику осуществления заимствований железными дорогами и предприятиями, координировать их деятельность в сфере заимствований; непосредственного участвовать в реализации такой деятельности, в том числе на международных рынках капитала.

Ранее сообщалось, что "Укрзализныця" ведет подготовку к дебютному выпуску еврооблигаций с прошлого года. Тогда предполагалось, что их будут выпускать отдельные железные дороги. В феврале этого года глава правления "Дочернего банка Сбербанка России" Игорь Юшко сообщил, что "Укрзализныця" готовится к выпуску еврооблигаций, и Сбербанк выбран в качестве одного из организаторов размещения вместе с рядом других иностранных инвестбанков.

"Укрзализныця" назначила на ежедневное курсирование скоростной поезд Hyundai сообщением Киев — Харьков

"Укрзализныця" вводит новый график движения поездов (26 мая. — Ред.), согласно которому третья пара скоростных поездов класса "Интерсити+" сообщением Киев — Харьков будет курсировать ежедневно.

Согласно данным онлайн-системы бронирования и покупки билетов "Укрзализныци", на сегодняшний день между Киевом и Харьковом курсируют две пары поездов класса "Интерсити+": №155/156 и №161/164.

Теперь в расписании появится третья пара указанных поездов №162/163. Поезд будет отправляться из Киева в 13:37 и прибывать в Харьков в 18:11. В обратном направлении поезд будет отбывать 13:21 и прибывать в 17:57. Продажа билетов на указанную пару поездов уже открыта.

Как сообщалось, Украинская железнодорожная скоростная компания (УЖСК) в связи с повышенным спросом на перевозки по маршруту Киев — Харьков — Киев неоднократно назначала дополнительное курсирование поезда Hyundai по этому маршруту. Скоростные поезда назначались на каждую пятницу начиная с февраля месяца.

Сегодня же "Укрзализныця" открыла продажу билетов на скоростной поезд №152Л сообщением Днепропетровск — Симферополь, который начнет курсировать с ведением нового графика движения поездов (с 26 мая) и будет находиться в пути 4 часа 55 минут.

Согласно данным онлайн-системы бронирования и покупки билетов УЗ, указанный поезд имеет вагоны первого и второго класса с сидячими местами, будет отправляться из Днепропетровска в 8:45 и прибывать в Симферополь в 13:40. В обратном направлении поезд будет отбывать в 17:04 и прибывать в 21:59.

Согласно расписанию поездов, поезд с таким же номером класса "Интерсити+" (Hyundai) на сегодняшний день курсирует между Киевом и Донецком.

В "Укрзализныце" не прокомментировали, будет ли новый поезд Днепропетровск-Симферополь корейским Hyundai, подчеркнув, что на данный момент новый график движения поездов еще дорабатывается и не утвержден, однако отметили, что в середине мая текущего года администрация обнародует все данные о нововведениях в графике.

Напомним, в октябре прошлого года начальник Приднепровской железной дороги Александр Момот сообщил о планах запустить на маршруте Днепропетровск — Симферополь скоростной поезд Hyundai. Между тем, в начале апреля нынешнего года сообщалось о том, что линию будет обслуживать крюковский скоростной поезд ЭКр1.

Кроме того, по данным Республиканского комитета АРК по транспорту и связи, в крымском направлении в конце весны запустят еще два скоростных поезда — двухэтажные Škoda из Харькова и Донецка.

На рынок Украины выходят итальянские косметические бренды Bottega Verde и Gossip

Компания Zeebra (представляет в Украине бренды Butlers, Six, I Am) Дмитрия Ермоленко, совладельца компании Maratex (бренды River Island, Esprit, OVS, Aldo), выводит на рынок Украины два новых итальянских косметических бренда Bottega Verde и Gossip. Магазины будут открыты на правах франшизы.

Bottega Verde специализируется на гигиенической косметики. Gossip — на декоративной косметике, является одной их торговых марок Bottega Verde.

Первый магазин будет открыт в торговом центре "Дрим Таун". Согласно формату, магазины буду занимать небольшую площадь — 40-50 кв. м.

"Согласно контракту, во время тестового двухгодичного периода мы планируем открыть шесть магазинов", — отметил Дмитрий Ермоленко.

Компания Bottega Verde основана в 1972 году, является одним из лидеров по производству косметики в Италии. Ей принадлежит шесть заводов, три из которых расположены в предгорье Альп, два на побережье, в центре Италии и один на юге Сицилии.

Королевская решила подогнать потребительскую корзину украинца под стандарты Европы

Министерство социальной политики разработало предложения по пересмотру потребительской корзины. Об этом рассказала министр социальной политики Наталия Королевская.

"Сейчас две модели разработано, они проходят обсуждения в профсоюзах и у работодателей, потому что понятно, что любые изменения вызывают опасения", — сказала Королевская.

Она добавила, что одна из моделей предусматривает осовременивание существующей потребительской корзины. "Но мы понимаем, что особого эффекта там не будет", — считает министр.

При этом Королевская рассказала, что вторая модель предусматривает европейский подход к расчету потребительской корзины, согласно которому в корзину закладывается исключительно продуктовый набор с дальнейшим применением определенного коэффициента.

"Вторая — европейский подход, когда в корзину закладываются исключительно продуктовый набор и дальше к нему применяется коэффициент. Мы не считаем, сколько нужно туфель, платьев, стиральных машин и на сколько лет они рассчитаны. Дается потребительский набор по продуктовой группе и учитывается коэффициент, который может себе позволить обеспечить бюджет для обеспечения себя непродовольственной группой", — сказала она.

Как сообщалось, депутат Верховной Рады, председатель фракции ВО "Батьківщина" Арсений Яценюк заявляет, что 70% украинцев находятся на уровне бедности.

Ранее Министерство социальной политики заявило о намерении представить новую методологию расчета размера потребительской корзины в апреле.

После неудачных выборов Дрыгало обанкротилась

Хозяйственный суд Киевской области 3 апреля признал банкротом физическое лицо — предпринимателя Людмилу Дрыгало (Белоцерковский район Киевской области). Об этом говорится в сообщении суда, опубликованном в "Голос Украины" от 24 апреля.

Открыта ликвидационная процедура, ликвидатором назначен арбитражный управляющий Валентин Самофалов. Заявления кредиторов принимаются в течение двух месяцев со дня публикации объявления.

ФОП "Дрыгало" принадлежит завод по изготовлению замороженных полуфабрикатов торговой марки "Дрыгало".

Напомним, в августе прошлого года на принадлежащем ФОП "Дрыгало" заводе возник пожар.

Людмила Дрыгало оценивала убытки в 3 млн долларов и связывала возникновение пожара со своей предвыборной кампанией.

На то время она была кандидатом в народные депутаты по одномандатному избирательному округу № 90 (Белая Церковь, Киевская область) от Народной партии. На выборах она заняла 3-е место (12,2% голосов). Первое место занял самовыдвиженец Виталий Чудновский (34,18%), второе — "свободовец" Александр Марченко (33,87%).

"Укртелеком" разместил облигаций на 500 млн грн

Телекоммуникационный оператор компания "Укртелеком" продала облигации серий О-Q на 500 млн гривен.

Облигации номиналом 50 тыс. гривен выпущены в бездокументарной форме: серии О 2 тыс. штук, серии P и Q — по 4 тыс. штук. Об этом говорится в сообщении "Украинской биржи".

Процентная ставка по всем облигациям на первый-четвертый купонные периоды была установлена на уровне 19,5% годовых, на пятый-восьмой — 18% годовых.

Процентный доход выплачивается ежеквартально.

2012 год телекоммуникационная компания "Укртелеком" закончила с чистой прибылью 366,802 млн гривен, увеличив чистый доход на 2,66%, или на 180,044 млн гривен, до 6 ,948 млрд гривен по сравнению с 2011 годом.

Аэропорт "Борисполь" выпустил мобильное приложение сайта

Международный аэропорт "Борисполь" выпустил мобильное приложение Kyiv Boryspil. Оно предоставляет дополнительные возможности пользования услугами аэропорта, сообщает пресс-служба "Борисполя".

Сейчас скачать программу могут владельцы смартфонов подуправлением операционной системы Windows Phone. Вскоре программа станет доступной для операционных систем iOS и Android, обещают в аэропорту.

Чтобы не отслеживать информацию о посадке на рейс на табло аэропорта, необходимо подписаться на свой рейс в онлайн-табло, и программа сообщит пользователю о начале посадки и укажет на нужный номер выхода. Для пассажиров, прилетевших в Киев, Kyiv Boryspil предлагает возможность заказать такси, позвонив в службу Sky Taxi из приложения. Такая же услуга доступна для желающих забронировать комнату в отеле аэропорта.
Мобильную программу Kyiv Boryspil можно бесплатно скачать из магазина приложений Windows Phone Store.

Где и сколько можно заработать летом

Рекрутеры уже приступили к активному поиску сезонного персонала. Кадровые агентства предлагают соискателям самые разные виды деятельности в регионах Украины (чаще в южных: Николаевской, Херсонской, Одесской областях и в Крыму), а также за ее пределами.

Наиболее востребованы сейчас сотрудники сферы обслуживания. В дополнительном персонале нуждаются бары, рестораны, отели, магазины, которые ищут хостес, поваров, горничных, мангальщиков, кассиров. В южных регионах понадобятся также продавцы напитков, непродовольственных товаров, экскурсионных программ и туристических услуг (на этой позиции можно работать удаленно, особенно, если имеется собственная клиентская база).

Платить обслуживающему персоналу обещают от 3 до 5 тыс. грн. в месяц. Для большинства вакансий предусмотрено проживание, реже — питание.

В списке основных летних работодателей — также аграрные компании. Примечательно, что их потребности настолько возросли, что они уже обращаются за помощью к рекрутерам. "В прошлом году к нам обратилось аграрное хозяйство из Восточной Украины с просьбой предоставить им на лето несколько сотен человек для сбора клубники. Пришлось везти людей из западных областей. Зарплата составляла около 5 тыс. грн. в месяц, что сопоставимо с уровнем окладов на фермерских хозяйствах Польши", — рассказала Delo.UA Татьяна Никитович, директор рекрутинговой компании Smart Solutions.

В дефиците будут дорожники и квалифицированные строители. По предварительным оценкам "Киевавтодора", только на ремонт столичных дорог необходимо 20 млрд. грн. и несколько тысяч рабочих.

приятное с полезным (заработать, посмотреть мир, подучить иностранный язык, получить уникальный опыт работы в крупной международной компании и т. д.) отправляются на лето за границу.

Чаще всего мигранты едут за деньгами в Россию, Чехию, Польшу, Италию, Португалию, где летом так же, как и у нас, востребованы строители, сборщики урожая, разнорабочие и официанты. Например, жители Западной Украины, массово устремляются в ближайшие Восточноевропейские страны на сельхозработы. Там платят 800-1300 евро в месяц — это в три-четыре раза больше, чем можно получить за аналогичную деятельность в Украине.

В странах, активно посещаемых летом русскоязычными гостями, тоже ждут персонал для гостиниц, ресторанов и ретейла. Например, одно из киевских рекрутинговых агентств сейчас ищет сотрудника на рецепцию в гостиницу Анталии (Турция). Соискатель должен быть коммуникабельным, располагать приятной внешностью, грамотно говорить на русском и английском языках (знание турецкого и немецкого приветствуется). Оклад — $575 в месяц.

По словам менеджера по связям с общественностью портала rabota.ua. Ольги Климовой, ближе к июню заметно возрастает спрос на студентов. Им предлагают не только сезонную работу, но и стажировку. Зачастую именитые компании таким образом присматривают для себя перспективные кадры.

Эксперт уверяет, что иностранные работодатели, с которыми приходилось сотрудничать rabota.ua, выполняют все свои обещания относительно оплаты труда, проживания, возможности карьерного роста и др. "Недавно мы подбирали персонал для Dubai Duty Free, потом специально связывались с людьми, чтобы выяснить, как им живется и работается. Все подтвердили, что компания соблюдает обязательства", — рассказывает госпожа Климова.

Тем, кто ищет временную работу, особенно за пределами страны, эксперты советуют быть очень внимательными, чтобы не попасть в ловушку к мошенникам, которых на рынке сейчас достаточно много.

Ольга Климова предупреждает, что соискателя во время общения с рекрутерами должны насторожить следующие моменты: просьба перезвонить работодателю для назначения собеседования по платному номеру или с переадресацией на таковой; выслать копии документов, деньги, заплатить за обучение перед принятием на работу, купить якобы необходимые материалы или оборудование, список компаний-работодателей. Также тревожным сигналом являются обещания слишком высокой для рынка зарплаты при отсутствии особых требований.

Информацию, полученную на собеседовании, необходимо проверять через интернет, в общении с бывшими и нынешними сотрудниками компании, в Едином государственном реестре. Также она рекомендует посещать профильные сайты, просматривать на них "черные списки", куда попадают работодатели, обманывающие соискателей.