Импортная пошлина не поможет украинским НПЗ — замминистра экономики

Введение пошлины на импорт нефтепродуктов не создаст условий для эффективной работы украинских НПЗ

Такое мнение в интервью сайту "Экономическая правда" высказал заместитель министра экономического развития и торговли Валерий Пятницкий.

"Дискуссия в СМИ демонстрирует серьезную озабоченность в связи с загрузкой украинских нефтеперерабатывающих предприятий. Вопрос же комплексный. Есть загруженность и вопрос обеспечения доступным топливом населения, промышленных и аграрных производителей. Есть вопрос обеспеченности нефтью, так как зачастую проблема нефтепереработки — в отсутствии ресурса. Поэтому пошлину-то можно повысить, но она не создаст ресурс", — отметил Пятницкий.

По его словам, при введении импортной пошлины Украина должна будет изменить свои обязательства в рамках ВТО.

"Основной объем (нефтепродуктов. — Ред.) везется из Беларуси. А реально — чей это ресурс? Это российская нефть, которая перерабатывается в Беларуси. Такая же несущественная доля нефтепродуктов поставляется из Литвы. А я, скажем, устанавливаю для Литвы пошлину 25%, для России и Беларуси — ноль. Что в таком случае поменялось в нефтепереработке? В этом случае, чтобы изменить условия торговли, нужно сделать изъятие из соглашения о зоне свободной торговли", — заявил замминистра.

Пятницкий также добавил, что в Минэкономразвития пока не обсуждались планы по поддержке нефтепереработки путем изменения обязательств в рамках ВТО.

"Но если появится поручение начать переговоры в рамках ВТО о пересмотре пошлин, мы его будем отрабатывать. И опять же — договариваться возможно только о "связанной" пошлине. А какова будет реальная пошлина — зависит от рынка и парламента", — резюмировал замминистра.

Напомним, 25 июня глава правительства Азаров провел совещание с руководством Минфина, МЭРТ и Минэнергоугля, на котором дал поручение изучить возможность проведения специального расследования относительно импорта нефтепродуктов. Введение пошлин на импорт лоббируют украинские нефтеперерабатывающие заводы. По их мнению, импортные нефтепродукты поступают в Украину по заниженным ценам вследствие льготной российской экспортной пошлины для стран Таможенного союза, в частности Беларуси.

В 2011 г. Межведомственная комиссия по международной торговле провела специальное расследование против импорта нефтепродуктов, которое завершилось 22 декабря без применения специальных мер. "Национальные интересы не требуют применения к такому импорту специальных мер", — отмечалось в решении МКМТ. Ранее Николай Азаров неоднократно высказывался против введения пошлин, поскольку это приведет к росту цен на нефтепродукты. "Наши нефтяники предлагают импортные пошлины на ввоз бензина, и что тогда будет? Бензин подорожает ровно на стоимость этой импортный пошлины... Поэтому не нужно этого делать", — сказал Азаров в январе 2012 г.

По расчетам экспертов, введение пошлины в размере €100/т на импортные нефтепродукты приведет к росту цен для потребителей на 1 грн/л. Кроме того, произойдет возврат к зависимости от российской нефти, которая с марта 2012 г. не поступает в Украину.

В Украине 6 НПЗ, из которых работает только Кременчугский НПЗ "Укртатнафта". Одесский НПЗ компании "ЛУКОЙЛ" простаивает из-за отсутствия маршрута поставок трубопроводной нефти, Лисичанский НПЗ компании ТНК-ВР остановлен в марте 2012 г. Дрогобычский, Надворнянский и Херсонский НПЗ не работают по причине несоответствия качества выпускаемой продукции украинским и международным стандартам.

По последним заявлениям Бойко, министр не поддерживает законопроект о налоговых льготах для украинских НПЗ. Против налоговых льгот для частных НПЗ выступил и министр экономразвития Петр Порошенко, заявивший, что это разрушит ситуацию с уплатой НДС.

Кроме того, Минфин и МЭРТ выступают против мер, предложенных ранее Минэнергоугля, среди которых: введение пошлин на импортные нефтепродукты, квотирование их поставок в страну и отмена НДС на импорт 10 млн т нефти.