Как крупнейшие корпорации решают проблему роста цен на энергоресурсы

38% руководителей 100 крупнейших глобальных компаний прогнозируют рост затрат на энергию в ближайшие пять лет как минимум на 15%. Что делают уже сегодня 70% компаний, чтобы минимизировать риски?

Через пять лет электроэнергия в мире подорожает как минимум на 15%. Такой прогноз дают 38% топ-менеджеров крупнейших глобальных компаний. Опрос был проведен среди 100 руководителей компаний, рыночная стоимость которых оценивается в миллиарды долларов для отчета "Эрнст энд Янг" "О состоянии дел и глобальных тенденциях развития в секторе чистых технологий".

Половина респондентов отметили, что на энергоресурсы приходится как минимум 5% операционных затрат, а пятая часть опрошенных указала долю в 20%. Это означает, что 42% респондентов ежегодно тратят на энергию как минимум $50 млн., а 27% респондентов — как минимум $100 млн.

Окончательное решение в отношении стратегий диверсификации структуры энергоносителей принимает главный исполнительный директор. Это характерно для 36% компаний. И это указывает, насколько уже сегодня важен этот вопрос.

Какие проекты реализуют

Чаще всего сокращение затрат является основной целью энергетической стратегии компании. Но вместе с тем такие стратегии направлены и на минимизацию других рисков, считает Джил Форер, ("Эрнст энд Янг"). Эти риски связаны в частности с обеспечением энергетической безопасности, снижением уровня выбросов углерода и стабилизацией цен. Определенную роль играют и вопросы выполнения требований законодательства, а также поддержания репутации и бренда.

Поэтому для решения этих задач все чаще реализуются проекты, направленные

— на повышение энергоэффективности;

— рост собственного производства энергии;

— включение возобновляемых источников электроэнергии в структуру энергоносителей, используемых компаниями.

В ближайшие пять лет работа в этом направлении будет вестись еще более активно. При этом основными препятствиями, с которыми сталкиваются компании, являются сопутствующие риски и низкая доходность капиталовложений.

Основные риски инвестиции в возобновляемые источники энергии

Исследование проанализировало два варианта использования возобновляемых источников энергии. Первый — производство энергии из возобновляемых источников самой компанией или с помощью контролируемых ею (включая установки по использованию солнечной энергии, ветра, биоэнергии или другие источники). Так делают 41% опрошенных компаний. Но на долю таких источников приходится относительно небольшая часть общего объема производимой компанией энергии.

Почти половина респондентов (48%) отметила, что часть закупаемой ими энергии была получена из возобновляемых источников. При этом 20% компаний указали, что доля возобновляемых источников в их "корзине энергоносителей" превышает 20%.

При этом главной проблемой в вопросе энергии из возобновляемых источников остается ценовой фактор. 43% респондентов заявили о своем нежелании платить надбавку за возобновляемые источники энергии.

"Необходимо достижение сетевого паритета и разработка инновационных моделей финансирования проектов", — комментирует отчет Бен Уоррен ( "Эрнст энд Янг").

В перспективе ближайших пяти лет в 67% компаниях прогнозируют рост объемов собственного производства, а в 59% — увеличение закупок энергии из возобновляемых источников.

При этом объемы используемых компаниями ископаемых видов топлива (таких как нефть и уголь) в ближайшие пять лет снизятся. Это отметили 52% респондентов.

Это говорит о том, что те, кто еще не проявил интереса к производству или закупке энергии, получаемой из возобновляемых источников, намерены рассмотреть такую возможность, а те компании, которые уже занимаются этим, будут наращивать инвестиции в эту область.

В настоящее время менее половины компаний производят энергию самостоятельно.

Многие известные глобальные компании уже выступили с инициативами, предусматривающими производство энергии собственными силами. Это позволит не зависеть от колебания цен на энергоресурсы, повысить надежность поставок, уменьшить затраты и выполнение нормативов по объемам выброса углекислого газа.

Но в то же время 51% респондентов отметили, что не занимаются производством энергии. Основным сдерживающим фактором является значительный период окупаемости инвестиций, риски, связанные с такого рода проектами, и низкая внутренняя норма доходности на вложенный капитал.

Несмотря на то что половина опрошенных компаний в настоящее время не занимается производством энергии, респонденты прогнозируют, что в ближайшие пять лет объемы собственного производства возрастут. Разработка оптимальных финансовых моделей может стать стимулом для роста инвестиций в производство энергии.

Решающая роль — за технологиями

Основной целью инициатив, направленных на повышение энергоэффективности, является сокращение затрат на энергию. Это отмечают практически все респонденты (92%).

Самым важным элементом стратегии по обеспечению энергоэффективности является управление спросом на энергоресурсы. А это, в свою очередь, указывает на то, что компании заинтересованы во внедрении технологий "интеллектуальных" сетей. Такой вывод делают 47% респондентов.

Интересны системы управления энергопотреблением в зданиях (20%), энергоэффективные осветительные приборы (18%) и системы автоматизации зданий (18%).

Рост энергоэффективности в ближайшие пять лет прогнозируют большинство респондентов.

В целом энергетическая стратегия будет такой: конкурентные преимущества в условиях низкоуглеродной экономики смогут создать и сохранить только те компании, что имеют комплексные стратегии, которые позволяют им обеспечить диверсификацию структуры энергоносителей.

Источник информации: csr-review по информации сайта "Эрнст энд Янг"