Лишится ли Украина статуса космической державы из-за долгов "Южмаша"

Компания Рината Ахметова ограничила энергоснабжение главного ракетостроительного завода страны. Это — не единственная проблема, которая преследует завод; из-за отсутствия заказов, роста убытков и долгов, Украина может лишиться космической отрасли в целом

Для госпредприятия "Южный машиностроительный завод им. Макарова" ("Южмаш", ЮМЗ) — главного ракетостроителя нашей страны — настали "черные дни". Сегодня, согласно сообщению пресс-службы энергохолдинга ДТЭК Рината Ахметова, предприятию было частично ограничено энергоснабжение из-за скопления значительной задолженности перед "ДТЭК Днепрооблэнерго". При этом в холдинге отмечают, что на самом предприятии все предупреждения о возможности отключения света проигнорировали. По состоянию на 17 марта 2014 года, общая задолженность машиностроителей за использованную электроэнергию составила 138,7 млн грн ($13,93 млн по курсу НБУ на 19 марта), из них за 2014 год — 26,8 млн грн ($2,69 млн). ДТЭК также констатирует, что завод не предоставил гарантийных писем по оплатам долгов этого года (в текущем году за потребленную электроэнергию завод не заплатил ни копейки) и не выполнил решение суда, в части оплаты долгов прошлых периодов.

"Южмаш" — крупное украинское предприятие по производству ракетно-космического оборудования, работающее фактически на 100% экспорт. Основным покупателем продукции завода является Россия, в частности, госконцерн "Роскосмос", заказывавший здесь ракеты "Зенит". Впрочем, в конце прошлого года российское издание "Известия" со ссылкой на собственные источники в "Роскосмосе" сообщило, что предприятие решило отказаться от сотрудничества с "Южмашем" из-за слишком высоких цен, возросших с 1,2 млрд рублей ($32,7 млн) до 1,4 млрд рублей ($38,2 млн). Потеряв крупнейшего своего заказчика (около 80% продукции изготовлялось именно для РФ), украинские ракетостроители столкнулись с риском остаться без работы и финансовых поступлений.

На фоне подобных событий новость о коммунальных трудностях завода звучит тревожным звоночком для предприятия в целом. О наличии проблем с оплатой компании Ахметова стало известно еще в начале февраля 2014-го — во время судебной тяжбы по другой задолженности "Южмаша" перед "Днепрводоканалом". "Цена вопроса" в этом деле куда более скромная — всего 3 млн грн ($301,2 тыс.), из которых 800 тыс. грн ($80,32 тыс.) составляет пеня. Тогда юристы завода сообщили, что задолженность перед энергоснабжающей компанией "Днепрооблэнерго", 51,5% акций которой принадлежит ДТЭК, составляет свыше 71 млн грн ($7,13 млн). В то же время, невозможность погашения долгов на "Южмаше" аргументировали убыточностью предприятия. В постановлении суда по данному делу приводятся такие цифры: в 2008 году потери "Южмаша" составили 462 млн грн ($46,39 млн), в 2009 году — 236 млн грн ($23,7 млн), в 2012 году — 47 млн грн ($4,72 млн), в первом полугодии 2013 года — 113 млн грн ($11,35 млн).

Сложная финансовая обстановка на заводе сложилась уже достаточно давно. В 2011 году от банкротства днепропетровских машиностроителей спасло только постановление парламента, позволившее реструктуризовать задолженность по $150 млн кредиту, выделенному еще в 2004 году. Проблемы с выплатами на предприятии тогда объясняли последствиями финансового кризиса, приведшего к снижению загрузки предприятия. Но полоса неудач на этом не закончилась: в начале 2013 года состоялся неудачный запуск американского спутника Intelsat-27 украинской ракетой "Зенит-3SL" по программе Sea Launch ("Морской старт"), приведший к аварии и финансовым потерям изготовителя спутника — американской Boeing. В итоге она подала иск в суд Лос-Анджелеса на партнеров по консорциуму — РКК "Энергия" (Москва), ПО "Южмаш" и КБ "Южное", требуя от них возмещения ущерба в $355 млн. Еще раньше американцы безуспешно пытались взыскать более старые долги с этих предприятий; украинцы же на тот момент не смогли выплатить $132 млн. Старший аналитик ИК "Арт-Капитал" Алексей Андрейченко допускает, что именно случай со спутником и привел к усилению негативной финансовой динамики на днепропетровском заводе.

Ситуацию с ухудшением финансового положения на "Южмаше" корреспонденту Delo.UA комментировать отказались. Некоторые выводы можно сделать, исходя из того же постановления по делу задолженности "Днепрводоканалу". Тогда юристы завода сообщили в суде, что из-за кризиса упали объемы производства, оборотных средств нет, госфинансирование разработки и изготовления новой продукции почти на нуле. Кроме того, в постановлении, как дополнительный фактор, значился все тот же злосчастный спутник. Как указано в материалах судебного дела, трудности вынудили "Южмаш" перейти на трехдневную рабочую неделю, сократить штат, привели к задержкам по зарплате.

Понятно, что ситуация с частичным ограничением энергоснабжения не добавляет оптимизма руководству завода. В ДТЭК же на уступки пока идти не собираются. "Мы рассчитываем, что руководство ЮМЗ предоставит гарантии погашения долга и начнет его погашать", — разъяснили свою позицию Delo.UA в пресс-службе компании. С учетом отказа российских покупателей от ракетной продукции завода, денег "Южмашу" ждать пока не откуда. Единственная надежда — на заявленный в начале текущего года совместный проект с Бразилией на запуск двух ракетоносителей "Циклон-4" с украино-бразильского космодрома Алькантара в 2015 году. По словам генерального директора Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) Юрия Алексеева, заказы для ЮМЗ уже есть, и можно говорить даже о выделении определенного финансирования. Вполне возможно, что именно бразильский проект поможет украинскому заводу хотя бы частично покрыть свои задолженности, иначе такое положение вещей может, в конечном итоге, лишить нашу страну статуса космической державы.