Минтопэнерго пересмотрит формулу расчета стоимости бензина

Экспертная группа при Минтопэнерго намерена пересмотреть формулу, которая способствовала росту цен на бензин

группа при Минтопэнерго намерена пересмотреть формулу, которая способствовала росту цен на бензин

Экспертно-аналитическая группа (ЭАГ) по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов при Минтопэнерго на своем заседании 6 июня намерена рассмотреть вопрос об изменении методики расчета стоимости автомобильного топлива на АЗС. Как сообщил «ДЕЛУ» генеральный директор госпредприятия «Укрнефтехимпереработка» (занимается анализом цен) Владимир Емелин, группа может вернуться к использованию формулы, которая действовала до мая текущего года.

Тогда ЭАГ рассчитывала цены, исходя из среднеарифметической между оптовой стоимостью топлива украинского и импортного производства. А начиная с мая, эксперты при Минтопэнерго перестали учитывать потребление отечественных нефтепродуктов. По времени это совпало с резким повышением стоимости топлива на заправках. В июне цены на него подскочили более чем на 10%. Так, бензин марки А-95 на столичных заправках уже стоит 6,88-6,93 гривни за литр.

Читайте также: Бойко: На росте цен на бензин зарабатывает БЮТ  
«Сейчас группа при Минтопэнерго пользуется лишь данными американской частной компании Platt’s, которая, в свою очередь, берет котировки стоимости на нефтепродукты на европейском рынке. При этом цена более дешевой украинской нефти не учитывается», — говорит замдиректора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. По мнению эксперта, решение об исключении из формулы стоимости отечественных нефтепродуктов пролоббировали крупные нефтетрейдеры, которые хотят оправдать повышение стоимости своей продукции.

Хотя ЭАГ не обладает полномочиями по регулированию рынка, ее данные являются своеобразным индикатором. То есть, если расчетные цены выросли, нефтетрейдерам ничто не мешает поднимать свои расценки.

Импорта меньше

Статистические данные в целом по рынку, которыми располагает «ДЕЛО», показывают другую картину. Согласно им, в мае украинские НПЗ произвели 289,2 тысячи тонн бензина. В этот же период нефтетрейдеры завезли в страну 128,4 тысячи тонн. То есть доля собственной продукции составила около 65%. «Такое же соотношение импортной и украинской продукции на рынке наблюдается и в июне, в методологии расчета индикативных цен это почему-то не учитывается», — говорит аналитик консалтинговой компании UPECO Глеб Простаков.

Читайте также: Эксперт: В начале июля особых сюрпризов от топливных компаний ожидать не стоит  
Аналитики рынка справедливо отмечают, что большая часть украинской нефтепереработки сосредоточена в руках одной финансово-промышленной группы — «Приват» — и это оказывает влияние на ситуацию на рынке. Однако собственные мощности имеют и другие крупные участники рынка, такие как ТНК-ВР и «Лукойл-Украина». При этом часть нефтетрейдеров, не входящих в «Приват», имеют возможность приобретать нефтепродукты на подконтрольном группе Кременчугском НПЗ.

Реальные цены

Таким образом, под подсчетам UPECO, использование старой методики расчета стоимости бензина давало бы стоимость топлива в среднем на 15-20 копеек меньшую, чем ее показывает ЭАГ сейчас.