Насколько упали продажи продуктов питания за год

Продажи продуктов питания в натуральном выражении в 2015 году упали на 12,2%, при этом в деньгах продажи выросли на 20,1%. Причина — резкий рост цен, особенно на импорт

В 2015 году по результатам розничного аудита (RMS) Nielsen продажи на рынке продуктов питания и напитков в Украине упали на 12,2% в натуральном выражении и выросли на 20,1% в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом.

Основной фактор, который обусловил увеличение продаж в денежном выражении — это рост цен на продукты питания и напитки. Такие большие категории, как шоколадные изделия и жевательные резинки, потеряли более 30% продаж в абсолютном значении, корм для животных, развесные шоколадные изделия и чай — более 20%.

В среднем в 2015 году удорожание продуктов питания и напитков составило 26% по сравнению с 2014 годом. Однако есть ряд продуктов, которые подорожали более чем на 50%. Это жевательные резинки, корм для животных, упакованный шоколад.

"В условиях растущих цен на продукты питания и напитки потребитель платит больше за меньший объем покупок. Цены на продукты питания являются одним из главных тревог потребителя в Украине, наряду с вопросами войны, экономики и коммунальных счетов. За счет удорожания продуктов рынок продуктов и напитков вырос в денежном выражении, однако удорожание замедлилось во второй половине года", — комментирует Анна Ильчук, руководитель группы по работе с производителями продовольственного рынка Nielsen в Украине.

Анализ категорий напитков показал, что единственная категория, которая смогла увеличить объемы продаж, — это холодный чай. В первую очередь такому развитию поспособствовал самый низкий рост цен за литр напитка, который в среднем составлял 12,5%, в то время как сладкая газированная вода дорожала в среднем на 26%, а минеральная вода и того больше — на 32% за литр. Кроме того, категория в целом, набирает совершенно новые обороты за счет больших упаковок — 1-1,5 литра, которые производители массово стали доставлять на полки супер- и гипермаркетов.

Анализ молочных категорий показал, что начиная с 2011 года производители ключевых категорий с высоким уровнем конкуренции начали выводить на рынок продукты с незначительно уменьшенным объемом пачки, сохраняя при этом первоначальную цену. Как результат, сегодня на фоне удорожания за бутылку молока мы все еще платим приемлемую цену, даже несмотря на то, что в бутылке молока или кефира уже зачастую не 1 л, а 905 мл или 890мл. С другой стороны, от товаров, цена на которые выросла больше чем на 40%, как например, молочные пудинги и десерты, Украинцы массово отказывались. Производители давали хорошее альтернативное предложения покупателю. Так, йогурты и твороги, стоящие изначально дешевле дорогих десертов, но являются достойной заменой в плане объема и вкусовых наполнителей, помогли производителям не упускать потребителей вовсе. Еще одной тенденцией 2015 года стало расширение ассортимента в растущих категориях ряженки, кефиров и творогов с низким процентом жирности (0-5%).