Непродуктовые сети снова открывают магазины

Непродуктовые сети снова открывают магазины
Первые семь месяцев 2016 года преподнесли приятный сюрприз сетям по продаже одежды, обуви, аксессуаров и бытовой техники. За этот период продажи товаров выросли на 5-10%, тогда как в прошлом году, наоборот, упали в среднем на 30-40%.
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Худшие времена на рынке непродовольственного ритейла позади. Продажи во многих магазинах в первые семь месяцев 2016 года выросли примерно на 5-10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, констатирует совладелец компании Zeebra (сеть товаров для дома Butlers, косметики Glossip) Дмитрий Ермоленко. "Экономическая ситуация стабилизируется, а покупатели легче расстаются с деньгами, чем год назад", ― поясняет он. Незначительное оживление продаж действительно наблюдается, подтверждает тенденцию исполнительный директор ювелирного дома Zarina Екатерина Нетовкина, но цифры не озвучивает. "В первом полугодии в Украине продано бытовой техники и электроники на сумму 20,7 млрд грн", ― добавляет руководитель группы управления ассортиментом сети "Эльдорадо" Вячеслав Склонный. По его словам, в январе-июне прошлого года было реализовано товаров на сумму 19,6 млрд грн.

Луч надежды

Последние два года были безрадостными для украинского рынка непродовольственной розницы. Сразу после кризиса 2014 года объемы продаж во многих магазинах просели на 30-40% по сравнению с более успешным 2013-м, а многие торговые точки фактически превратились в музеи. Значительная часть покупателей была готова приобрести новую куртку или платье лишь во время массовых распродаж. Все это ― следствие повального трехкратного роста цен в магазинах непродовольственной розницы, ведь ритейлеры завозят товары из-за границы и вынуждены реагировать на девальвацию гривни.

Реакция рынка не заставила себя ждать. Покупатели переориентировались на товары экономкласса, а сети вынуждены были закрыть неприбыльные торговые точки. Некоторые бизнесмены отказывались от развития сетей. Например, за полтора года в стране закрылись такие ритейлеры одежды, как Bosco (спустя время вернулся в страну), Esprit, OVS, River Island, s.Oliver и s.Oliver Kids, обуви (Minelli) и пр. Дмитрий Ермоленко вынужден был в 2014 году отказаться от магазина британской сети Peackoks в Киеве: "Магазин просуществовал 8 месяцев, после полугода работы мы решили его закрыть. Для этого было несколько причин: сложная экономическая ситуация, нежелание людей тратить деньги и жесткая конкуренция в сегменте ниже среднего". Крупнейший украинский игрок Inditex (Zara, Bershka, Pull & Bear) не стал повышать цены на показатель роста курса доллара. "Чтобы успешно работать, нужно, чтобы цены на нашу продукцию были на 20% ниже по сравнению с Inditex. Но у нас не получилось. Если бы установили такую цену, то работали бы в ноль", ― рассказывает бизнесмен.

Крупные иностранные сети также временно заморозили все свои программы по развитию. Ситуация изменилась лишь в этом году, что связано с несколькими факторами. Например, в сегменте бытовой техники и электроники рознице помогает рост потребительского кредитования. Руководитель группы управления ассортиментом сети "Эльдорадо" Вячеслав Склонный рассказывает, что если в первом полугодии прошлого года за заемные средства приобреталось только 20-35% от общего количества техники, то в этом году ― свыше половины. "Количество отказов при выдаче займов сократилось", ― уточняет эксперт.

Вторая причина ― это стабильный курс валют на протяжении этого года. "Большая часть магазинов сдерживали рост цен на свои товары, поскольку существенных валютных колебаний не наблюдалось. Более того, многие ритейлеры сделали ставку на более дешевые коллекции, что привлекло спрос потребителей. Постепенно клиенты возвращаются в магазины", ― рассказывает директор по развитию крупной одежной сети, пожелавший остаться неназванным.

Больше всего покупают потребители, которые ориентируются на средний ценовой сегмент и ниже среднего. Самые экономные украинцы переориентировались с магазинов на рынки или отовариваются на секонд-хенде. Именно это может быть одной из причин того, что в этом году закрываются сразу две сети по продаже обуви экономкласса: принадлежащий компании MTI ритейлер Plato, а также российские Centro и "ЦентроОбувь".

Покупатели готовы приобретать классические модели, которые можно носить несколько сезонов. "Многие компании делают акцент на базовых моделях одежды или обуви, а модные товары завозят очень осторожно", ― добавляет Дмитрий Ермоленко. Это же касается и украшений. Именно поэтому ювелирный дом Zarina создал свою сеть Zarina Silver.

Бытовую технику и электронику меняют только по мере необходимости. Основная масса потребителей предпочитает сначала отнести поломавшееся оборудование в ремонт и лишь в крайнем случае покупает новую технику. "У нас заказы расписаны на несколько недель вперед. Приносят все ― от микроволновых печей до комбайнов и блендеров", ― рассказывает представитель ремонтной мастерской в центральной части города и добавляет, что починить технику обходится в несколько раз дешевле по сравнению с покупкой новой модели.

Рынок активизируется

Рост спроса на непродовольственные группы товаров вселил в ритейлеров оптимизм ― некоторые иностранные и украинские операторы разморозили свои планы по развитию. Новые магазины открывают все крупные сети по продаже бытовой техники и электроники ― "Фокстрот", "Эльдорадо" и Comfy.

Начали активно развиваться и украинские производители, ведь они получили ценовое преимущество благодаря росту курса валют, отмечают в консалтинговой компании UTG. Например, в этом году новые магазины открывали такие локальные производители одежды, как MustHave, Anabel Arto, Vovk, А.Тan Man.

В январе-июне 2016 года в торговых центрах появились новые игроки: магазины одежных сетей Atos Lombardini, Steiff, Ravin jeans, Falke, Isabel Garcia, Kid"s Republic, Miracle Me, Tezenis, KIWE, а также обувной Converse. "Продолжаются переговоры с рядом крупных международных операторов (IKEA,H&M, Cotton, Defacto и др.), которые не представлены на украинском рынке и выход которых может состояться в ближайшей перспективе вместе с открытием новых масштабных проектов мегамоллов", ― говорится в официальном отчете UTG.

Развитие ритейла улучшило и показатели работы торговых центров. Например, за последний год вакантность в них сократилась с 7,5% до 6%, что также связано и с отсутствием конкуренции. В первом полугодии в Киеве открылся только один профессиональный торговый центр New Way общей площадью 17 тыс. кв. м.

Будет ли позитивная тенденция наблюдаться во второй половине года? Ритейлеры делают осторожные прогнозы. "Мы не заказывали большие коллекции на осенний и зимний период", ― признает генеральный директор группы компаний "Ультра" (сети одежды Baldinini, Levi's, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрей Макаров.

В неформальных разговорах представители сетей говорят, что результаты работы во многом зависят от курса гривни, спрогнозировать который сейчас невозможно. "Мы установили цены на товары новой коллекции исходя из курса 25,5-26 грн за $1. Ставить больше опасаемся, поскольку можем потерять покупателей", ― говорит директор крупной сети, пожелавший остаться неназванным. По его словам, если доллар подорожает до 29-30 грн, то это может привести к падению продаж примерно на 10-15%. В этом случае ритейлеры вынуждены будут вернуться к практике прошлого года и устраивать массовые распродажи. В прошлом году они начинались в среднем на две-три недели раньше обычного, а размер дисконта доходил до 70%. Только таким образом сети смогли избавиться от большого количества нераспроданной одежды, обуви и пр. Если это не сделать вовремя, то ритейлер вынужден будет заморозить оборотные средства до следующего сезона.