Одесса против Лукойла: как скандал в одном городе может повлиять на весь рынок авиаперевозок Украины

Губернатор Одесской области Михеил Саакашвили на прошлой неделе сделал очередное громкое заявление. В этот раз критика чиновника обрушилась на поставщиков авиатоплива в Одесский аэропорт, из-за которых стоимость билетов на самолеты якобы завышается. Delo.UA решило выяснить, как цена топлива влияет на стоимость авиабилетов и подешевеют ли они после разбирательств Антимонопольного комитета и СБУ

18 июня Одесское территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины открыло дело в отношении компании "Лукойл Авиэйшн Украина" за завышение цены на авиационное топливо для заправки самолетов на территории международного аэропорта "Одесса". Широкой общественности об этой процедуре стало известно после того, как внимание к вопросу привлек Михеил Саакашвили. "Как мы предварительно выяснили, цены на Одессу также завышены из-за того, что монополист в аэропорту продает топливо на 30% дороже, чем оно стоит, например, в аэропорту "Борисполь". Я требую в кратчайший срок привести цену в соответствие с рыночной и запустить других поставщиков авиатоплива в аэропорт Одессы", — написал на своей странице в Facebook губернатор Одессы.

Игра чисел

Топливо — одна из важнейших статей затрат авиаперевозчиков. В зависимости от типа используемых самолетов расходы на него составляют 25-50% в общей структуре расходов авиакомпаний. Поэтому сокращение цены теоретически должно повлиять и на стоимость билетов. "Думаю, для регулярных украинских перевозчиков эта цифра будет около 27-30%", — говорит директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

Это подтверждает совладелец компании "Международные авиалинии Украины" Арон Майберг. По его словам, структура тарифов компании следующая: "30% в структуре затрат — топливо. 15% — аэропортовое обслуживание, 9% — навигация, 6% — содержание экипажей, 21% — содержание самолетного парка, остальное дистрибюция. Мы влияем на 46% тарифа, 54% — выполняем роль агента других структур". Он также уточнил, что в структуре затрат на рейс Киев-Одесса-Киев топливо занимает 27%, из которых 17% — в Одессе.

Кто же заправляет авиаторов? "Закупка топлива — в основном политика авиакомпании. Аэропорт мало влияет на этот вопрос, так как не занимается заправкой, а только имеет свою базу хранения и предоставляет услуги по хранению и наливу. Сегодня только одна компания ("Кребо") имеет возможность заливать свои топливозаправщики в режимной зоне перрона", — рассказали в аэропорту "Борисполь", уточнив, что остальные участники рынка возят с топливо с базы, расположенной за пределами аэропорта.

Сегодня в Украине остался лишь один производитель авиатоплива — "Укртатнафта". Хотя ранее на этом рынке также присутствовало топливо Лисичанского НПЗ, принадлежащего "Роснефти". Впрочем, в аэропортах отмечали и ранее отмечали, что им приходится работать с импортным авиакеросином. Так, в 2013 году генеральный директор "Мастер-Авиа" (оператор аэропорта Жуляны) Алексей Яковец отмечал, что в Украине самое дорогое авиатопливо: "Как и вся Украина, аэропорт "Киев" Жуляны работает за счет импорта. Импорт не может быть дешевле, чем нефтепродукты собственного производства. Макроэкономика показывает одни цены, а на практике картина совсем другая".

Один из экспертов топливного рынка на условиях анонимности отметил, что следует различать производство/импорт авиатоплива и подачу его "в крыло", то есть в аэропорту. И здесь имеется очень сложная процедура с сертификацией емкостей для хранения, насосно-трубопроводного оборудования, топливозаправщиков и персонала. Поэтому таких компаний всего несколько.

Директор консалтингового агентства А-95 Сергей Куюн уточняет, что сегодня в Украине три бизнес-группы оказывают услуги заправки авиатопливом: "Лукойл, Роснефть и Укртатнафта. При этом в одном аэропорту может работать несколько поставщиков". Например, в аэропорту "Борисполь" работают все три упомянутые группы через ООО "ЛУК-Авиа Ойл", ООО "КРЕБО Интернешнл" и ООО "ТНК-Индастриз Украина".

По словам Куюна, в 2013 году на "Укртатнафту" (УТН) приходилась половина рынка. Сейчас, скорее всего, этот показатель больше, что связано ростом доли авиакомпании МАУ (также как и УТН входит в сферу влияния группы Приват) по причине сокращения авиаперевозок из-за кризиса в стране.

В 2012 году на рынок вышла группа "Континиум" Игоря Еремеева, однако ее дочернее предприятие "Вог аэро джет" год спустя прекратило поставки белорусского авиакеросина в Украину. Впрочем, в нынешнем году эта компания вместе с "ОККО-Бизнес Контаркт" Виталия Антонова выиграли тендер Министерства обороны на поставки авиатоплива на общую сумму более 400 млн грн.

Цена вопроса

Опрошенные эксперты практически единогласно отмечают дороговизну авиатоплива в Украине. Это объясняется как малым объемом рынка, так и национальными особенностями. "Так как авиатопливо достаточно дорогое и в Европе, крупные компании широко используют метод закупки в "пуле" и применяют различные способы "хеджирования". В результате конечная цена топлива для них становится существенно ниже. У нас же цену на авиатопливо устанавливает в большой степени тот же монополист — Коломойский", — говорит упомянутый выше эксперт рынка нефтепродуктов, уточняя, что УТН производит ровно столько топлива, сколько может отдать "в крыло" через родственные компании.

По данным IATA, за год стоимость авиатоплива на мировом рынке сократилась почти на 41% и к концу июня 2015 года достигла $583 за тонну. Однако это усредненное значение цены, которую получают нефтеперерабатывающие заводы. Оно берется за основу для реальных расчетов между авиакомпаниями и поставщиками топлива в аэропортах. Как удалось выяснить Delo.ua, на практике прогнозирование цены топлива — один из самых больших рисков для авиакомпаний. Его продают по договорам с установкой цены по формуле: Platts (стоимость на бирже в день заправки или накануне) плюс наценка поставщика, которая может достигать 100%. В начале месяца авиакомпания платит аванс заправщику, а в конце месяца пересчитывается стоимость за каждую заправку, и в случае, если топливо по факту оказалось дороже, то авиакомпания покрывает эти расходы. Поэтому когда случаются резкие скачки на бирже, авиакомпании вводят топливный сбор или меняют его.

В Одесской облгосадминистрации разъяснили, что до разбирательств ООО "Лукойл Авиэйшен Украина" реализовывало топливо на территории аэропорта "Одесса" по $1,3 тыс. за тонну. Департаменту экономического развития и торговли облгосадминистрации удалось договориться о снижении цены на авиатопливо для авиаперевозчиков в международном аэропорту "Одесса" до $1,05 тыс. за тонну.

Майберг также подтвердил сокращение затрат. По его словам, буквально через пару дней после заявлений Саакашвили МАУ стала получать более дешевое топливо от компании-поставщика.

"Что касается завышенной стоимости топлива в Одессе, то Саакашвили прав. Цены на авиатопливо завышены, и завышены очень сильно. Эта компания после заявления Саакашвили уже сообщила нам, что она снижает цены на авиатопливо на 40 долларов, потом на сто долларов", — сказал глава компании, однако не уточнил стоимость авиатоплива. Также неизвестно, все ли авиакомпании имеют возможность закупать его по сниженной цене, или только МАУ.

Отразится ли снижение цены на стоимости билетов? По словам Ланецкого, в аэропорту "Одесса" цена топлива действительно была выше, чем в большинстве аэропортов Украины. Однако если произойдет снижение стоимости авиабилетов, то оно вряд ли будет существенным. "Теоретически, снижение цены на топливо на Х% должно снизить цену на билеты на (Х/3,5)%", — говорит директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий. Исходя из имеющихся данных о топливе, стоимость билетов может снизиться на 5-6%.

Однако следует учитывать, что и ранее с целью уменьшения затрат авиакомпании старались заправляться не в Одессе, а в других аэропортах, в том числе за рубежом, где объемы пассажирских перевозок — и следовательно, закупок авиакеросина — гораздо выше. Станут ли украинские цены на авиатопливо конкурентнее европейских? Эксперты пока считают этот вопрос риторическим.