От 3,5 до 6 млрд грн "игорных" денег оседает в карманах сотрудников милиции и прокуратуры — Павел Кишкарь

Народный депутат Павел Кишкарь намерен подать пакет законопроектов, которые позволят провести перезагрузку игорного бизнеса в Украине. Он уверен, что это позволит вывести миллиардные обороты, которые сегодня находятся в тени, и пополнить бюджет минимум на 3-5 млрд грн. Сколько денег вращается на "азартном" рынке и как их легализовать, чтобы не получить вновь нацию с игровой зависимостью?

Вы зарегистрировали законопроект, касающийся букмекерской деятельности. Почему возникла мысль вообще заниматься вопросами законодательного обеспечения в этой сфере?

Во время моего обучения в Малой Академии наук у меня в математике было всего три курса: алгебра, теория вероятностей и теория игр. В Манчестере я был слушателем курса по построению игрового бизнеса. Я неплохо понимаю, как устроены все процессы в этой отрасли. Ситуация, которую мы имеем на сегодняшний день в игровом бизнесе, — коррупция и бездеятельность контролирующих органов. Пора с этим что-то делать.

Во сколько вы оцениваете объем теневого игорного рынка в Украине?

Каждый год от 3,5 до 6 млрд грн оседает в карманах сотрудников милиции и прокуратуры, которые обеспечивают прикрытие нелегальному сектору в этой отрасли. Эти деньги могли бы поступать в государственный и местный бюджеты.

И как с этим бороться?

Главное — побороть коррупцию в этой сфере. Я вижу только один путь для этого — легализация игрового бизнеса. Государство должно предложить новую концепцию регулирования, которая будет понятна и прозрачна. На мой взгляд, в регулировании нужно разделять этот бизнес на игру в интернете, игру на контролированной территории (замкнутых помещениях) и игру на улице. Минфин предложил более традиционное разделение: лотереи, букмекеры и казино. Но если эта модель будет принята как основная, к сожалению, уже завтра придется снова менять правила для рынка. Как бы то ни было, одним законом нужно прописать пути развития игрового бизнеса, а другим — особенности налогообложения каждого из его секторов. Кроме того, отдельный закон зафиксирует социальную ответственность игровых компаний, принцип ответственной игры. Важно, чтобы закон гарантировал стабильность государственного регулирования в этой сфере. Чтобы не было так, как сейчас: сначала выдали лицензии, потом изменили законодательство и просто выдавили с рынка отдельных игроков. Инвестировать в эту отрасль на таких условиях, конечно, никто не будет. Кроме того, важно, чтобы в Минфине полноценно заработала центральная система, которая обеспечит контроль над всеми игроками этой отрасли в режиме онлайн.

У реформирования этой сферы, очевидно, будет достаточно много противников. Что нужно сделать, чтобы рынок опять не развернулся в тень?

Нужно провести открытые аукционы по выдаче лицензий, аналогично с лицензиями 3G. Например, если Минфин решит, что в Украине должно быть 2-3 или 5 букмекерских компаний, пусть хоть британская WilliamHill сюда приходит и работает. Лицензии должны быть рассчитаны на 10-15 лет, чтобы инвесторы понимали перспективу.

Вы считаете, что это ликвидирует коррупцию, и другие компании не продолжат работу без лицензий в тени?

Я думаю, что контроль над соблюдением законодательства в этой сфере правильно переложить на самих игроков рынка. Если будет 5 компаний, которые имеют лицензии на работу в интернете, на улице или в закрытых помещениях, пусть они создают специальную контролирующую организацию. Если, например, в интернете будут обнаружены нелегальные компании, достаточно передать соответствующую информацию Госслужбе по защите информации, и она просто заблокирует доступ к соответствующей интернет-площадке.

Сейчас на финальном этапе обсуждение нового Налогового кодекса. Планируете ли вы инициировать пересмотр налогообложения лотерейного бизнеса?

Уже для всех очевидно, что налог на мелкие выигрыши — это абсурд. Человек мог сто раз проиграть, и когда наконец выиграл, должен уплатить налог, и опять оказаться в минусе. Такая же бессмыслица и в налогообложении самих операторов лотерей — у них сейчас 3 или 4 фактических налога на налог с прибыли. Это делает абсолютно невозможным нормальное администрирование налогов. Я считаю, что налогообложение операторов нужно упростить, а игроки должны платить налог только с крупных выигрышей.

Насколько реальными вы считаете планы министра финансов Натальи Яресько собрать в госбюджет 5 млрд грн от легализации азартных игр?

Я рассматриваю игровой бизнес как своеобразный пылесос, который может собрать для государства хоть 20 миллиардов гривень. Но вопрос, нужно ли у нас создавать условия, чтобы страна снова впала в игровую зависимость. Я уверен, что в этом вопросе нельзя все сводить к доходам госбюджета. Важно устанавливать определенную границу доходов госбюджета, и если она преодолевается — применять инструменты ограничения. Нельзя допустить, чтобы азартные игры снова стали социальной проблемой для страны.

Реально ли ввести в действие задуманные вами реформы уже с 2016 года?

Абсолютно реально. Изменения в Налоговый кодекс нужно будет вносить отдельным законом и уже первый квартал 2016 года рассматривать как тестовый для новых правил для игрового бизнеса.