Сила в единстве: Зачем Alstom и "Трансмашхолдингу" создавать единую компанию

Российские и французские машиностроители взяли курс на объединение. Однако даже такие рыночные движения не смогут открыть европейский рынок для украинского актива россиян — "Лугансктепловоза"

Французская Alstom Transport, подразделение компании Alstom, и российское ЗАО "Трансмашхолдинг" (ТМХ) решили укрепить сотрудничество и образовать единую машиностроительную компанию. О возможном слиянии 27 мая сообщил в кулуарах Петербургского международного экономического форума президент и один из владельцев российского холдинга Андрей Бокарев. Зачем компаниям после 6 лет сотрудничества образовывать единое предприятие и как может это повлиять на украинский ПАО "Лугансктепловоз", который принадлежит ТМХ?

"Трансмашхолдинг" — крупнейший в РФ производитель подвижного состава для железной дороги и метро. По 25%+1 акция материнской компании ТМХ владеют РЖД и французский концерн Alstom. Остальные акции находятся в собственности бизнесменов Искандера Махмудова и Андрея Бокарева, а также структур "Трансгрупп". Alstom Transport — мировой лидер по производству трамваев с низким полом, который также занимается выпуском оборудования и машин для электровозов, электропоездов и инфраструктуры.

Эти компании уже давно и тесно сотрудничают. В 2008 году ТМХ начал реализовать масштабную программу стратегического партнерства с французскими коллегами, а в конце марта 2009 года было подписано Соглашение о стратегическом партнерстве между компаниями. В соответствии с достигнутыми договоренностями Alstom Transport взял на себя обязательство оказывать "Трансмашхолдингу" поддержку в модернизации входящих в его состав заводов и разработке нового поколения железнодорожной техники для российского рынка, проведении технического аудита всех предприятий холдинга. В марте 2010 года между "Трансмашхолдингом" и Alstom Transport были заключены ключевые соглашения, определяющие формат сотрудничества в рамках стратегического партнерства.

Однако первый шаг к взаимной интеграции компаний был совершен еще 3 года назад. В конце мая 2011 года, как сообщало российское издание "Ведомости", Alstom приобрел 25%+1 акцию зарегистрированной в Нидерландах компании The Breakers Investments, владеющей 75% акций "Трансмашхолдинга" (РЖД еще в 2007 году приобрела 25%+1). Reuters со ссылкой на отчет Alstom за первое полугодие 2012–2013 финансового года сообщил, блокпакет российского "Трансмашхолдинга" (ТМХ) обошелся французскому машиностроительному концерну Alstom в $425 млн.

Судя по всему, теперь компании решили перейти на новый уровень "отношений". Впрочем, пока все подробности остаются тайной за семью замками. Узнать более подробно о планируемом слиянии непосредственно у Alstom и ТМХ Delo.UA не удалось — в компаниях пока отказались комментировать запланированную сделку.

Впрочем, как заявил Бокарев, вопрос все еще на стадии обсуждения, потому компании не спешат раскрывать свои планы. "Возможен переход на единую акцию двух компаний", — указывал он в Петербурге. По словам Бокарева, о какой-то конкретике говорить пока рано, поскольку процесс только начался. "Думаю, что это будет обсуждаться минимум год, может больше, и это никак не связано с офертой со стороны GE (General Electric)", — добавил Бокарев.

Вместе с тем эксперты связывают намерение образовать единое предприятие Alstom Transport и ТМХ с отделением первого в отдельное подразделение ввиду борьбы General Electric и Siemens за энергетический бизнес Alstom.

По словам старшего аналитика ИК "Арт Капитал" Алексея Андрейченко, с Alstom связана крупная сделка, которая сейчас готовится в Европе. Одновременно американская General Electric и Siemens борются за сегмент энергомаша Alstom, и, в конце концов, транспортное подразделение французской компании останется отдельно. "Это, скорее всего, и подтолкнуло "Трансмашхолдинг", крупнейшую компанию мира по транспортному машиностроению, подумать об объединении", — рассуждает он.

В данное время руководители General Electric и Siemens обсуждают с французским правительством варианты сделок по покупке энергетических активов Alstom. Siemens хочет получить активы Alstom, предложив взамен свой бизнес по производству железнодорожного транспорта и определенную сумму денег. General Electric официально предложила в конце апреля выкупить энергетическое подразделение Alstom за $16,9 млрд. Недавно, 23 мая, по просьбе французского правительства GE продлила его срок до 23 июня.

Украинские перспективы

Пока же российско-французское сотрудничество остается на прежнем уровне. Как сообщил эксперт "ЦТС-Консалтинг" Дмитрий Ягелло, в настоящее время партнеры реализуют несколько совместных проектов, для чего созданы несколько юридических лиц: "Технологии рельсового транспорта" (создание и производство железнодорожной техники), "РейлКомп" (производство тягового электрооборудования электровозов), "ТрамРус" (создание и производство трамваев). Кроме того, в Казахстане партнеры реализуют проект по созданию электровозосборочного производства.

Если же смотреть на более отдаленные перспективы, больше всего от планируемого M&A выиграет "северный сосед" Украины. По мнению Андрейченко, цель сделки — укрупнение бизнеса и новые технологии для "Трансмашхолдинга", ведь для акционеров Alstom важно дальнейшее продвижение на рынок России, в которой находится самая развитая железнодорожная сеть в мире. В целом же, отмечает аналитик, акции новосозданной компании должны перейти акционерам "Трансмашхолдинга" и Alstom в пропорциях, которые будут зависеть от оценки активов обоих компаний.

Вместе с тем запланированное единение Alstom и "Трансмашхолдинга" никак не скажется на ПАО "Лугансктепловоз", 76% акций которого владеет "Трансмашхолдинг". "Старые советские технологии луганских машиностроителей не будут иметь успех в Европе. Пока их рынком является пространство 1520 мм (так называемая русская колея — Ред.), а заказчиком — ОАО "Российские железные дороги и "Укрзализныця", — полагает Андрейченко. Ведь мощности завода практически полностью работают на российский экспорт — в 2013-м завод поставил 260 секций тепловозов(99,6% от общего производства за год) именно в РФ.

В целом же, по мнению эксперта, для выхода на европейский рынок "Лугансктепловозу" необходимо освоить кардинально новую линейку продукции, что пока не входит в планы "Трансмашхолдинга".

"Российский холдинг разбил заводы в своем подчинении по специализации, и "Лугансктепловозу" досталось то, чем он был традиционно силен: тепловозы по прозвищу "Фантомас" серии 2ТЭ116 и его модификации", — напоминает он. И прогнозирует, что на европейский рынок с большой долей вероятности продолжат работать заводы Alstom — помимо отработанных технологий и готовых производственных мощностей, такому распределению будут способствовать политические факторы, в том числе преференции европейских чиновников, склонных загружать производственные мощности своих государств.