Сланцевый газ vs. "зеленая" энергия — кто победит?

Мировая энергетика оказалась на перепутье: два главных тренда последних лет — сланцевый газ и возобновляемые источники энергии — могут начать конкурировать между собой

"Сланцевый бум", предрекаемый мировыми нефтегазодобывающими компаниями, может привести к снижению привлекательности инвестирования в зеленый сектор энергетики, предупреждает в своем отчете компания Ernst & Young.

Активное развитие добычи нетрадиционных углеводородов, по прогнозам Международного энергетического агентства, может снизить спрос на "зеленую" энергетику 5% во всем мире и на 10% в США. Соперничество между двумя главными энерготрендами становится уже заметным: например, в вопросе государственной поддержки развития сетевой инфраструктуры. Частные инвесторы в США уже предпочитают более прибыльный сланцевый газ "альтернативке" за счет быстрой капитализации и экономии на региональном квотировании выбросов парниковых газов. Если национальные правительства ослабят поддержку альтернативной энергетики, добыча сланцевого газа еще сильнее повлияет на рынок возобновляемых источников энергии.

Однако благоприятные условия для развития добычи нетрадиционного газа наблюдаются пока только в США — низкая себестоимость добычи углеводородов и поддержка со стороны государства и частных предпринимателей может со временем вывести Штаты в лидеры списка нефтегазовых стран. На евразийском континенте дела обстоят не так радужно: действующее во Франции атомное лобби и протесты экологов, большие затраты на разработку месторождений в Великобритании и нехватка водных ресурсов в районах залегания газоносных пород в Китае несколько тормозят "сланцевый бум". Но международные компании ищут обходные пути, разрабатывая новые методы добычи нетрадиционных углеводородов и приспосабливая их к конкретной территории.

На европейский газовый рынок сланцевый газ пока не оказывает существенного влияния, поскольку Польша и Украина, на которых возлагают большие надежды, пока не могут дать подтверждения о наличии больших залежей ценного топлива. Однако благодаря снижению потребности США в импорте газа, часть поставок из ближневосточных стран была перенаправлена на рынок Европы.

Но сланцевый газ — не единственная проблема энергетики из возобновляемых источников. Государственные программы субсидирования и поддержки развития "альтернативки" сокращаются, еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер уже рекомендовал Германии установить квоты или лимиты на поддержку возобновляемых источников, а Испания ввела энергетический налог, чтобы компенсировать затраты на стимулирование альтернативной энергетики.

Пояса потуже затягивает не только Европа. В Японии, где интерес к возобновляемым источникам возрос после отказа от атомной энергетики, специальные тарифы с апреля снизятся на 10%. В то же время Китай, ставший лидером по объему вложений в альтернативную энергетику в 2012 году, продолжает тратить немалые средства на развитие "зеленого" сектора энергетики. Малые и средние проекты, такие как развитие мусоропереработки и производства энергии из биомассы, не имеют высокой успешности, уступив солнечной и ветровой энергии.

Но прогноз МЭА все же оптимистичен для сторонников обоих сценариев развития энергетики: доля природного газа в энергобалансе к 2035 году вырастет c 21% до 25%, а нефть и уголь будут использоваться все меньше. Альтернативная же энергетика также увеличит свое присутствие в "энергетическом пироге" — ее доля достигнет 18% к 2035 году против 13%.