Топ-200 агрокомпаний: почему украинским производителям молочки не удалось компенсировать утрату российского рынка

Индустриализация молочной отрасли наконец достигла сырьевого рынка. Впервые за долгое время более 50% сырого молока для перерабатывающих предприятий стали производить товарно-промышленные фермы, а не личные буренки селян
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Молочная отрасль, демонстрировавшая в прошлые годы тенденцию активного роста, в прошлом году круто развернула свой вектор. В 2014-м развитию молочного сектора воспрепятствовали события совсем не отраслевого масштаба. Европейские и американские санкции против России и ответное продуктовое эмбарго со стороны РФ повлияли не только на украинский, но и на мировой молочный рынок. Изменения коснулись как сегмента заготовки сырья (сырого молока), так и переработки (рынка готовой продукции), вынудив компании пересмотреть объемы необходимого сырья, ассортимент выпускаемой продукции и скорректировать планы на будущее.

Секреты заготовителей

Отмена государственной поддержки животноводов и активизация подготовительной работы по будущему торговому сотрудничеству с ЕС оказались губительными для сельских буренок. Негативное влияние на отрасль оказала и экспортная конъюнктура. Из-за потери российского рынка, на который приходилось около 80% экспорта отечественной молочной продукции, спрос на сырье сократился, а ценовые войны за сырое молоко между молоко- и сырзаводами в былых масштабах прекратились.

Как следствие, темпы сокращения поголовья коров ускорились. В течение 2014 года оно уменьшилось на 9,8% — до 2,26 млн голов. Падение произошло преимущественно за счет индивидуальных хозяйств населения (-10,8%) — с 1,94 млн коров до 1,73 млн. В то же время у сельхозпредприятий молочное поголовье сократилось всего на 5,4% — с 0,56 млн до 0,53 млн голов.

По результатам 2014 года производство молока в Украине составило 11,23 млн тонн, что на 0,4% превышает показатели 2013-го. Однако из этого объема отечественная перерабатывающая промышленность использовала лишь 4,65 млн. тонн молока (41,4%). Остальное молоко население употребило на личные нужды, а в некоторых случаях — для реализации перекупщикам, которые на протяжении минувшего года активизировали нелегальные поставки сырого молока в Крым из южных областей Украины.

Кроме того, трансформировалась сама структура производства. Сельскохозяйственные предприятия сумели увеличить надои молока, в то время как в личных крестьянских хозяйствах они, наоборот, сократились. В 2014 году доля индустриального молока в производстве выросла до 24,2%, а в переработке — до 52,3%.

Как отмечает член наблюдательного совета компании "Терра Фуд" Вадим Чагаровский, крупные холдинги уже сейчас производят около 60% молока (1,4-1,5 млн л), поступающего на переработку.

Безусловным лидером по производству сырого молока среди отечественных агрохолдингов является "Астарта-Киев" Виктора Иванчика и Валерия Короткова (108 тыс. тонн молока в год). На втором месте — UkrLandFarming Олега Бахматюка (92 тыс. тонн/год). Замыкает тройку агрохолдинг HarvEast Рината Ахметова и Вадима Новинского (57 тыс. тонн/год). Молочное скотоводство занимает важное место в бизнесе компаний "Сварог Вест Груп" Александра и Сергея Буряков и "Украгроком" Анатолия Кузьменко.

По информации Госстата, средняя рентабельность молочного животноводства в 2014 году составила 19,5%, что позволило перекрыть низкую рентабельность КРС по мясу.

Рост производительности частично компенсировал сокращение молочного поголовья. По словам директора компании "Инфагро" Василия Винтоняка, значительным достижением молочной отрасли стал рост продуктивности коров: "За последние пять лет этот показатель повысился на 32%. В 2014 году он составил в среднем 5228 кг молока на одну корову".

Метания переработчиков

Снижение покупательной способности населения, потеря Крыма и захват части территорий на Донбассе больно ударили по молокоперерабатывающим компаниям. "Суммарно украинский рынок цельномолочных продуктов сократился на 23%, рынок сыров — на 21%", — говорит глава наблюдательного совета группы компаний "Молочный альянс" Сергей Вовченко.

Инфляция на фоне удорожания практически всех составляющих себестоимости готовых молокопродуктов заставило производителей перестраиваться в соответствии с изменившимися потребностями внутреннего рынка. Компании пытались защитить собственную прибыльность, оптимизируя производственные издержки и энергопотребление, улучшая дистрибуцию и продуктовый ассортимент.

При этом крупные переработчики одновременно вынуждены были решать вопрос загрузки мощностей своих предприятий. Например, холдинг "Молочный альянс" в прошлом году начал усиленно развивать сегмент "большой упаковки" на рынке цельномолочной продукции. "Благодаря реализации продукции в упаковке 1,5 л и 2 л мы стали производителем "номер два" на рынке фасованного молока. Хотя раньше занимали на нем лишь пятую позицию", — рассказывает Сергей Вовченко.

Компания "Данон" в Украине более компактно сконцентрировала производственные мощности, закрыв по собственной инициативе действующий завод в Киеве и переместив оборудование на два других предприятия — в Кременчуге и Херсоне, ближе к сырьевым зонам.

А собственник компании "Милкиленд", которая ощущает финансовые проблемы с выплатой по кредитным обязательствам, Анатолий Юркевич выставил на продажу свой российский актив — Останкинский молочный комбинат, таким образом решив хотя бы частично рассчитаться с долгами.

По данным Украинского клуба аграрного бизнеса, закрытие российского рынка обвалило экспорт молочной продукции в 2014 году до 0,5 млн тонн в пересчете на молоко.

В денежном эквиваленте экспорт молочной продукции из Украины составил $324 млн, тогда как в 2013-м он достигал $515 млн.

В течение длительного времени сыр был основным экспортным продуктом, имел хорошую рентабельность и приносил значительный доход. В 2014 году экспорт сыра снизился втрое — с $362,3 млн до $120,1 млн, его доля в структуре стоимости экспорта молочной продукции уменьшилась до 37% (19,5 тыс. тонн).

В связи с изменением приоритетов экспорта в производстве "молочки" началась переориентация в сторону сухого молока и сливочного масла. В 2014 году украинские компании экспортировали рекордный объем сливочного масла за последние десять лет — 11,3 тыс. тонн.

Сыровары переключились на рынки Казахстана, Молдовы, Беларуси и других постсоветских стран, где вкусовые предпочтения населения соответствуют продуктам, которые производятся в Украине. При этом значительные объемы украинского сыра, экспортируемые в Казахстан, отправлялись затем на российский рынок.

Несмотря на старания, компенсировать утрату российского рынка Украине так и не удалось. "Новым рынкам сбыта, на которые нацелились наши производители (Саудовская Аравия, Ирак, Алжир), традиционный "российский" сыр стопроцентно не интересен. Важным условием завоевания зарубежных потребителей является пересмотр ассортимента продукции", — акцентирует внимание Василий Винтоняк.

Куда дальше

На сегодняшний день основная задача для молочной отрасли — диверсификация рынков сбыта. "Самые перспективные экспортные продукты сейчас — обезжиренное сухое молоко и сливочное масло. Они имеют длительные сроки хранения и могут транспортироваться на большие расстояния. Наиболее интересными рынками сбыта для них являются Китай, Саудовская Аравия, Египет, Алжир и другие страны Африки, Ближнего и Дальнего Востока", — перечисляет Винтоняк. Однако, как утверждает аналитик ИК Dragon Capital Наталья Шпигоцкая, потребление сыров и молочной продукции, к которой привыкли мы, в странах Азии ограничено по причине распространенной непереносимости лактозы у взрослого населения. К тому же масштабный выход в Азию и Африку практически невозможен без проведения системной государственной экспортоориентированной политики, требующей скрупулезной работы с каждой отдельной страной.

Примером такого сотрудничества может служить Китай. Осенью текущего года право на экспорт молочной продукции получили 18 украинских предприятий. Глава Аграрного союза Украины Геннадий Новиков надеется, что вслед за ними последуют и другие переработчики. "Экспансия на рынок Поднебесной может стать толчком для выхода молочной отрасли из спячки. Повышение конкуренции среди перерабатывающих компаний за сырье автоматически отрегулирует баланс спроса и предложения, позволив увеличить цены на молоко без административного вмешательства", — уточняет он.

К сожалению, молочная отрасль остается во многом зависимой от политических факторов. Перевод аграриев на общую систему налогообложения, на котором настаивает МВФ, окажется губительным для животноводов. А навязывание молочникам минимальных закупочных цен на сырое молоко от населения на уровне 4 грн/л (которое активно обсуждается сегодня на уровне законопроекта) обернется на практике массовым отказом переработчиков от "домашнего" молока. "Всех коров вырежут на второй день. Заводам будет просто невыгодно работать с селянами. Покупать их молоко никто не будет", — опасается глава Ассоциации производителей молока Андрей Дыкун.

Основной прогноз экспертов на ближайшее время — уход наименее эффективных производителей с рынка, сокращение производства и переработки молока. К концу этого года в Украине будут вырезаны 10-20% поголовья крупного рогатого скота, подсчитали в Ассоциации производителей молока.

По оценкам УКАБ, из-за уменьшения поголовья производство молока в Украине в 2015 году сократится на 7% — до 10,4 млн. тонн. Экспорт молочной продукции снизится до 0,35 млн. тонн в пересчете на молоко, импорт — до 0,15 млн. тонн.

По мере сокращения предложения молока и снижения выпуска молокопродуктов эксперты опасаются возобновления их импорта. Условия для этого улучшаются. Усиление конкуренции на рынке молокопродуктов поставит предприятия перед дилеммой: укрупняться или закрываться.

"В ближайшие пару лет процессы слияний и поглощений ликвидных молочных активов на рынке переработки активизируются. Небольшие локальные предприятия, которые инвесторам не интересны, просто исчезнут с рынка. А Украина из нетто-экспортера молокопродуктов рискует превратиться в нетто-импортера", — прогнозирует Вадим Чагаровский.