В 2013 году морпорты Украины опять рискуют сократить перевалку

Морские торговые порты за 9 месяцев сократили переработку грузов на 5%. Эксперты прогнозируют, что до конца 2013-го ситуация выправится за счет экспорта зерновых. Но спад в транзите вряд ли позволит сектору повторить результат перевалки-2012

Объемы грузоперевалки в отечественных морпортах, по данным Администрации морских портов Украины (АМПУ), в январе-сентябре 2013 года сократились на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года — до 105,159 млн тонн. Переработка импортных грузов при этом увеличилась на 10,2% — до 13,368 млн тонн, каботажных — на 60%, до 2,48 млн тонн. В то же время перевалка экспортных грузов снизилась на 3% — до 68,778 млн тонн, транзитных — на 20,1%, до 20,809 млн тонн.

В самой АМПУ как-либо прокомментировать показатели отказались, сославшись на то, что в администрации "просто ретранслируют статистические данные". В пресс-службе украинского Министерства инфраструктуры на соответствующий запрос Delo.UA к моменту публикации этой заметки не ответили; замминистра Дмитрий Демидович в общении с нашим корреспондентом также не счел возможным высказать свое мнение по этому поводу. Александр Кава, координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра реализации экономических реформ при Президенте страны, в качестве основной причины сокращения перевалки грузов в портах назвал "снижение деловой активности как в Украине, так и за ее пределами".

Негатив по транзиту

Эксперт ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев в комментарии для Delo.UA по итогам портовой деятельности за 9 месяцев-2013 акцентирует внимание именно на снижении объемов переработки транзитных грузов. Так, перевалка на экспорт, по его данным, снизилась всего на 2,6%. "Да и то, это скорее сезонное снижение за счет зерна, — рассказывает эксперт. — В первой половине года экспортируется зерно прошлогоднего урожая. Урожай зерновых в 2011-м составил 56,7 млн тонн, в 2012-м — 46,2 млн тонн. Так что снижение перевалки зерновых вполне объяснимо. По остальным основным видам грузов (сталь, железорудное сырье, уголь) мы наблюдаем рост перевалки".

Что касается "транзитного падения", оказавшего влияние на всю статистику по девятимесячному грузообороту в морпортах страны, то отраслевые специалисты не первый год указывают на несколько причин, определяющих этот негатив. В России активно создают собственную портовую инфраструктуру в бассейне Черного моря, и власти РФ стимулируют грузовладельцев (в том числе казахстанских) отправлять грузы через свои порты. Кроме того, значительная часть российских грузов, ранее шедших транзитом через Украину, была переориентирована на порты Прибалтики.

Некоторые эксперты связывают "транзитную проблему" украинской портовой сферы с завышенными тарифами на железнодорожные (ж/д) перевозки иностранных грузов в нашей стране. А на проходившем в Киеве 15 октября Первом украинском форуме транспортной инфраструктуры представители отрасли упоминали и о чисто технических моментах, мешающих "Укрзализныце" обеспечить своевременную доставку грузов "к морю и от моря" — в виде недостаточной пропускной способности припортовых ж/д станций. (Отдельные стивидоры проблему "бутылочного горлышка" решают за свой счет, реконструируя станции с наращиванием их вагонно-пропускной способности). Высказываются мнения и о том, что свой "минус" в показатели по транзиту вносит и уровень коррупции госорганов, осуществляющих контроль грузов, проходящих через территорию нашей страны…

Урожайная надежда

В оставшиеся месяцы года, впрочем, отрицательный показатель по транзитной перевалке может быть отчасти перекрыт за счет наращивания внешних поставок сельскохозяйственной продукции. Благоприятное воздействие на показатели украинского портового грузооборота, по мнению экспертов, окажет хороший урожай-2013.

В самом деле, страна нацелилась собрать рекордный объем зерновых. По прогнозам Минагропрода, в нынешнем году урожай зерна в Украине может составить 58 млн тонн (факт 2012-го — 46,2 млн тонн). Экспорт в данном объеме, по расчетам аграрных чиновников, превысит 30 млн тонн. К 14 октября из Украины было экспортировано 7,44 млн тонн зерновых (на 13% больше, чем на аналогичную дату прошлого маркетингового года), передает ИА "Интерфакс-Украина".

Но при всех надеждах на него аграрный экспорт вряд ли сможет полностью компенсировать транзитный провал морских торговых портов Украины. По крайней мере, в текущем году. Александр Кава и Андрей Исаев сходятся в том мнении, что по итогам всего 2013 года перевалка в отрасли снизится на 1-2% в сравнении с результатом-2012. Прошлый год украинские морпорты, напомним, завершили с общим уровнем переработки грузов в 154 млн тонн, что оказалось на 1,1 млн тонн меньше показателя-2011.

Объемы грузоперевалки в украинских морпортах за январь-сентябрь 2013 года (по данным ЦТС-Консалтинг )
Порт

Млн тонн

Изменение к 9 месяцам 2012 года

Ренийский МТП

1,97

138,20%

Скадовский МТП

0,19

41,40%

Евпаторийский МТП

0,73

8,20%

МТП Южный

31,62

6,70%

Херсонский МТП

2,49

1,10%

Мариупольский МТП

10,95

0,60%

Ильичевский МТП

11,70

-5,80%

Николаевский МТП

14,00

-7,00%

Севастопольский МТП

3,45

-7,90%

Бердянский МТП

1,46

-10,40%

Октябрьский СМТП

3,85

-12,30%

Феодосийский МТП

1,99

-13,30%

Измаильский МТП

1,94

-14,50%

Одесский МТП

15,72

-15,10%

Ялтинский МТП

0,10

-25,90%

Белгород-Днестровский МТП

0,54

-26,80%

Усть-Дунайский МТП

0,02

-27,20%

Керченский МТП

2,44

-49,00%

Данные: АМПУ