- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Зачем Cargill терминал в украинском порту
Cargill, один из крупнейших в мире поставщиков сельскохозяйственной продукции, наметил реализацию проекта по строительству зернового терминала в одном из украинских портов. В конце января об этом заявил глава Администрации морских портов Украины (АМПУ) Юрий Васьков на встрече с журналистами в Одессе.
"Около месяца назад руководители Cargill были на встрече с заместителем министра инфраструктуры Дмитрием Демидовичем. Я присутствовал на этой встрече, где они заявили о том, что в ближайшие месяцы закончат выбор партнера, с которым они будут реализовывать проект создания зернового терминала в одном из портов "Большой Одессы" (Одесский и Ильичевский, а также порт "Южный" — Ред.)", — сообщил, в частности, Юрий Васьков.
Былые планы
В самой компании Cargill — в украинском и европейском офисах — сообщение главы АМПУ комментировать отказались. Известно, однако, что руководство международного сырьевого трейдера уже на протяжении нескольких лет прорабатывает варианты по обретению перевалочных мощностей в одном из морских портов нашей страны.
Так, в 2010 году активно обсуждался проект Cargill с возможным строительством совместно со шведской компанией Risoil двух терминалов мощностью до 150 тыс. тонн единовременного хранения в Ильичевском морском торговом порту (ИМТП). Тогда даже был подписан соответствующий протокол о намерениях; эксперты оценивали инвестиции, необходимые для реализации проекта, на уровне $50-70 млн. Но через два года руководство европейского подразделения Сargill по ряду причин отказалось от этой программы.
Но уже осенью 2012 года, как передавал "Интерфакс-Украина", руководитель Ильичевского МТП сообщал, что Cargill планирует построить комплекс по перевалке зерновых и масличных культур годовой мощностью 4,5 млн тонн. Ориентировочный объем инвестиций для этого проекта приводился схожий — $80-90 млн. В том же 2012-м, но уже в декабре, появилась информация, что зернотрейдер начал переговоры о создании терминала не в Ильичевске, а в Одессе — совместно со стивидорной компанией "Бруклин-Киев". По тем задумкам, зерноперевалочный комплекс годовой мощностью 4 млн тонн должен был обойтись в $125 млн.
"Бруклин-Киев", впрочем, минувшей осенью сделал выбор в пользу другого международного торговца зерном — Lois Dreyfus. В тот же период стало известно, что дочернее предприятие Cargill подписало меморандум с компанией MV Cargo, которая владеет земельным участком, прилегающим к акватории МТП "Южный".
Терминальная необходимость
Полтора года назад в интервью "Коммерсант-Украина" глава Cargill Грегори Пейдж рассказывал, что нацеленность на строительство терминала является долгосрочной стратегией Cargill в Причерноморье: "Для того чтобы планировать отправку судов и удовлетворять запросы наших клиентов, необходим полный контроль над логистикой. А на Черном море у нас нет инфраструктуры должного уровня".
Этот мотив, думается, является определяющим в портовых намерениях компании и сегодня. "Постройка зернового терминала позволит Cargill создать последний элемент в логистической цепочке "от поля до порта", учитывая тот факт, что компания располагает в Украине семью элеваторами мощностью единовременного хранения в 360 тыс. тонн" — сообщил в комментарии Delo.UA аналитик компании "ЦТС-Консалтинг" Андрей Товстопят.
По его мнению, свой терминал в украинском порту позволит компании снизить затраты на перевалку зерна и обеспечить гарантированные объемы экспорта. "Исключается риск "быть обслуженным "во вторую очередь" в периоды пиковой загрузки мощностей на сторонних терминалах", — объясняет аналитик. По данным проекта Agrochart, 2012/2013 маркетинговом году Cargill из нашей страны экспортировала 0,72 млн тонн зерновых, заняв 3,2% в общем объеме всего украинского экспорта этой продукции.
Собственная логистическая инфраструктура (включая портовую) позволяет получить большую свободу действий в плане обеспечения ритмичности отгрузок зерна, дополняют отраслевые эксперты. "Среднесрочный тренд повышения урожаев зерна и масличных продолжится, даже если 2014 год и станет исключением. Таким образом, дополнительные портовые мощности будут затребованы", — уверен Владимир Лапа, глава Украинского клуба аграрного бизнеса.
А специалист департамента инвестбанкинга Pro Capital Investment Сергей Парпуланский подчеркивает — реализовав проект строительства терминала, Cargill получит возможность значительно нарастить экспорт зерновых из Украины, выращенных на полях UkrLandFarming Олега Бахматюка.
Долевой вход?
Этот агрохолдинг эксперты не случайно "учитывают" в портовых планах глобального трейдера. В минувшем месяце было объявлено о том, что Cargill покупает долю в UkrLandFarming. За 5% акций холдинга трейдер согласился заплатить $200 млн. Входящая в состав UkrLandFarming компания "Райз" в 2012/2013 маркетинговом году поставила за границу 0,81 млн тонн зерновых, заняв 3,7% в общеукраинском их экспорте в указанный период.
"Одним из возможных сценариев развития ситуации будет строительство портовой инфраструктуры в порту "Южный", где у UkrLandFarming есть участок. Следует учитывать и то, что Олег Бахматюк давно находился в поиске партнера для строительства портовой инфраструктуры", — размышляет Парпуланский. "Cargill может обеспечить реализацию большей части производимого UkrLandFarming зерна на внешние рынки "через одни руки", что существенно упрощает работу по экспорту 1,5-2 млн тонн продукции в год", — развивает мысль Товстопят.
В компании Бахматюка на соответствующий запрос к моменту публикации материала не ответили. Но известно, что в его агрохолдинге уже давно планируют создание своего перевалочного зернового терминала на 3-5 млн тонн в год. По прошлогодним оценкам руководителя UkrLandFarming, стоимость данной инвестпрограммы может достигать $700-800 млн, и на то время "такая сумма" воспринималась, как неподъемная для компании. "Подымут" ли ее вместе с глобальной Cargill, чья выручка от реализации в 2013-м фингоду превысила $135 млрд?