Зачем Россия усложняет "Укрзализныце" грузоперевозки

"Укрзализныця" с 1 октября будет предоставлять допинформацию о направляющихся через ТС грузах. Эксперты уверены, что описанные меры внесут в процедуру оформления грузов излишний формализм и не поспособствуют развитию динамичного грузопотока в страны ТС

Госмонополист в сфере железнодорожных перевозок — "Укрзализныця" (УЗ) — с 1 октября текущего года по требованию российских железнодорожников должна предоставлять информацию относительно всех грузовых вагонов, которые следуют транзитом или на экспорт в страны-члены Таможенного союза: Россию, Белоруссию, Казахстан, за четыре часа до пересечения границ России или Беларуси. Об этом сообщила пресс-служба "Укрзализныци". По данным ведомства, ранее документы передавались в электронном виде при отправлении поезда с пограничной передаточной станции.

Также расширился перечень данных относительно груза — ранее УЗ передавала в электронном виде накладную и поездную передаточную ведомость, теперь, кроме того, должны предоставляться дополнительные сведения о грузе из счета-фактуры и упаковочного листа и наименование груза в кодировке классификатора внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза. При этом ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) будет консолидировать всю информацию относительно грузов.

Эксперты утверждают, что такой шаг направлен на сдерживание и без того падающего объема поставок украинских товаров в Таможенный Союз. Так, по данным Министерства иностранных дел Украины, падение украинского экспорта в страны Таможенного союза за 8 месяцев текущего года составило 30%. Что же касается самого грузопотока, по данным за 8 месяцев текущего года 24% грузовой базы железнодорожного транспорта идет в Россию и Таможенный союз. "Если в разрезе направлений, то в РФ и ТС идет 28% экспортных отправок и 5% транзитных", — говорит аналитик "ЦТС-Консалтинг" Дмитрий Ягелло. При этом отмечается падение грузоперевозок — по данным УЗ, за 8 месяцев по сети железных дорог Украины перевезено 267,3 млн. т грузов, что на 6,6% меньше, чем за аналогичный период 2013 года.

Вместе с тем россияне отрицают факт "блокирования" украинских грузов и заявляют, что цель данного решения — повышение эффективности таможенного контроля и сокращение времени проведения таможенных операций с товарами, которые ввозятся на территорию Таможенного Союза.

Однако в "Укрзализныце" подчеркивают, что со странами ЕС подобные вопросы решаются гораздо проще. Также отработано и информационное взаимодействие с Белорусскими железными дорогами. Поэтому в Главном коммерческом управлении УЗ считают, что цель таких осложнений — в создании более жестких условий для стран, не входящих в единую таможенную территорию ТС.

Но данное решение не должно было стать неожиданностью для грузоперевозчика. Как пояснил партнер юридической компании "L.A. Group" Андрей Порайко, вышеуказанные меры предусмотрены решением №196 коллегии Евразийской экономической комиссии "О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом" от 17 сентября 2013 года. "В решение установлено, что изменения вступают в силу с 1 ноября 2014 года. Грузоперевозчики имели больше года срока на подготовку к новым регламентам перевозок", — говорит Порайко.

По словам юриста, обратного обязательства для работников таможни ознакомиться с этими документами к моменту прибытия груза в решении нет. Посему цель документа сократить время на выдачу разрешения на таможенный транзит скорее декларативна и в действительности лишь обременяет процесс оформления грузоперевозок в зону Таможенного союза. Ведь новые требования увеличивают срок оформления груза для поставщика.

Подтверждает возможное возникновение сложностей у "Укрзализныци" при отправлении грузов и "ЦТС-Консалтинг". По мнению Ягелло, изменение процесса документооборота несет определенные сложности для "Укрзализныци".

"Теперь, как минимум, документы либо должны быть подготовлены на четыре часа раньше, что требует изменения процесса документооборота, либо вагоны вынуждены будут простаивать эти же четыре часа, пока РЖД примет документы к оформлению", — подтверждает аналитик.

Подобные задержки чреваты как для "Укрзализныци", так и для грузоотправителя. Незапланированный простой вагонов может затянуть срок поставки груза и, при совсем пессимистическом развитии событий, отказа грузополучателя от услуг УЗ. И хотя мотивы и цели "большого брата" ясны, на фоне убытков от разрушения инфраструктуры Донбасса аналитики пока затрудняются определить, сколько после введения новых мер потеряет УЗ. Но практика показывает — потери неизбежны.