Как оптимизировать расходы малого бизнеса

Построить эффективный бизнес можно без затрат на содержание офиса и рекламу

Виктор Роман и Георгий Парошин создали успешную компанию, которая помогает малому и среднему бизнесу оптимизировать расходы и наладить бизнес-процессы. На своем примере они показывают, как можно работать на высококонкурентном рынке без затрат на содержание офиса, рекламу, имея хорошую профессиональную команду, которая всегда на связи. Как это удается, они рассказали журналу "Твой номер" №01/2015, который мобильный оператор "Киевстар" выпускает для малого и среднего бизнеса

Консалтинговая компания PRImA Consulting Group существует меньше года, но уже успела обрести постоянных клиентов по всей Украине и сделать проект для одного из крупнейших украинских банков. Конечно, для стартапа это очень неплохо.

Виктор Роман — экономист, кандидат технических наук, имеет степень MBA, учился и работал в Германии, Испании. Был топ-менеджером в крупных компаниях пищевой и металлургической промышленности, где в круг его обязанностей входило также улучшение операционной эффективности. Консалтингом занимается уже 13 лет, но только недавно решил создать собственную компанию. "Есть много серьезных консалтинговых компаний, которые сфокусированы на проблемах бизнеса. Но малый и средний бизнес их не слишком интересует, поскольку у него меньше денег и нет возможности оплатить их услуги. А мы видим, как кризис повлиял на предпринимателей — заставил искать внутренние резервы. Спрос украинских представителей МСБ на консалтинговые услуги растет и, наверное, будет расти, поэтому мы решили занять эту нишу", — делится Виктор Роман.

Затрат на начало бизнеса не понадобилось никаких. Ведь ни офиса, ни сотрудников не нанимали, показав на примере, каким может быть по-настоящему мобильный бизнес. "Сотрудников привлекаем при необходимости, подбираем специалистов под каждый проект. Это финансисты, маркетологи, эйчары, продажники, специалисты по логистике, с которыми мы вместе закончили МВА в бизнес-школе IE (Madrid)", — рассказывает Виктор.

Опережая Конкурентов

Сфера деятельности PRImA Consulting Group — оптимизация деятельности и затрат, но с учетом стратегии, культуры, внутренних и внешних факторов компаний МСБ. Ресурсы компании ограничены, особенно сейчас. Поэтому важно их использовать оптимально. "Даже небольшое улучшение, сделанное в правильном направлении, может создать существенные конкурентные преимущества", — считают в PRImA Consulting Group.

Раньше, до кризиса, имея хорошую идею, несложно было выйти на рынок и занять нишу. "Сейчас рынок перестал расти, жестче стала конкуренция. Следовательно, без стратегий, конкурентных преимуществ, управления затратами выжить невозможно, — анализирует Виктор Роман. — Вижу, многие предприниматели даже не знают, что такое операционная эффективность, Lean-менеджмент и как это применить. Приходится объяснять, что есть такое направление". Эксперт приводит статистику, согласно которой компания от получения заказа до его исполнения всего 5% времени тратит на создание ценности (то, за что клиент действительно готов платить), а 95% — идут на неэффективные процессы.

"Мы фокусируемся на проблемах клиента, находим и усиливаем его конкурентные преимущества", — отмечает Виктор Роман. Он приводит примеры, когда оптимизация не всегда означает снижение затрат, а наоборот, иногда излишняя экономия "убивает" конкурентные преимущества. "Вывод продукта на рынок может стоить 1 000 или 10 000 грн. В одних случаях, компании нужно сэкономить средства, в других — важнее скорость, иначе продукт устареет или вас опередят конкуренты. Если спроса нет, то нет разницы, какова себестоимость товара", — говорит бизнес-консультант.

В практике Виктора был случай, когда компании, занимающейся производством обуви, предложили сосредоточиться на ускорении производственного цикла, а не на уменьшении расходов. Не просто отшивать коллекцию за несколько месяцев до начала сезона, как это делают все, но и в сезон дошивать понравившиеся покупателями и быстро распроданные модели. Это стало конкурентным преимуществом производителя, которое быстро оценили дилеры, портфель заказов компании значительно вырос. Компания получила больше прибыли не за счет уменьшения расходов, а благодаря увеличению продаж.

В целом потери времени, которые приводят к снижению удовлетворенности клиентов и прибыли, — одна из типичных проблем украинского бизнеса, и не только малого. Так, один из крупных банков обратился к PRImA Consulting Group с просьбой ускорить одно из звеньев бизнес-процесса (получение пластиковых карт) на 20%. Бизнес-консультанты предложили им ряд организационных мероприятий, которые позволили сократить процесс почти на 30%. Доработки программного обеспечения и внедрения возможности заполнения части документов клиентами в электронном виде в интернете или на планшете в отделении банка позволит дополнительно сократить время еще на 60%. Кроме того, увеличится лояльность клиентов и качество восприятия банка: они не будут попусту тратить время в очереди, а будут заняты и используют время эффективно. К тому же дополнительно банк может получить данные о том, какая информация и продукты интересуют потребителей.

Сложность в простоте

"Относительно сложностей бизнеса, то заказчики часто боятся делать предоплату малоизвестной фирме, пока не увидят результат. Сегодня доверия к украинским консалтинговым компаниям меньше, чем к крупным "раскрученным" международным фирмам, — делится Виктор. — Стоимость услуг у нас, конечно, ниже, однако это тоже некоторых настораживает". Кстати, цены удается держать за счет отсутствия затрат на продвижение и рекламу, поскольку их целевая аудитория — бизнесмены — больше всего доверяет рекомендациям знакомых. Также весьма удачно для установления контактов используется сайт LinkedIn.

PRImA Consulting Group существует на рынке менее года, поэтому учредителям трудно предсказать, как она будет расти. Уже сейчас "холодных звонков" от потенциальных клиентов стало больше, констатирует Виктор, не исключено, что все-таки понадобится офис. Есть планы создать международное представительство.

Конкурентное преимущество самой PRImA Consulting Group в том, что проекты они ведут, так сказать, "руками заказчика": для каждого проекта создают команду вместе с сотрудниками компании-заказчика, работающих с ними, настраивают бизнес-процессы, обучают их инструментам "бережливого производства". До завершения проекта сотрудники компании умеют работать эффективно и уже самостоятельно, без постоянной помощи консультанта.

"Тойота" никогда не стеснялась приглашать конкурентов к себе, — приводит пример известной мировой корпорации, которая стала образцом "бережливого производства" и эффективного использования ограниченных ресурсов, Виктор Роман. — Культуру совершенствование невозможно скопировать, ее нужно создать и взрастить. Можно сделать копии оборудования, украсть технологии — но делать такие же машины конкуренты не смогут".

То же самое касается промышленности или сферы услуг, считает он. "Технологии схожи у всех, различия — в культуре производства, в отношении людей к работе и клиентам", — уверен эксперт. Главное, по его мнению, люди, которые понимают культуру "бережливого производства". В этом Виктора еще раз убедили обучение в международной бизнес-школе, общение с бизнесменами из разных стран мира и работа за рубежом. "Люди с правильным отношением и готовностью учиться — главная ценность любой компании", — резюмирует он.

Читать статью в журнале "Твой номер"