- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Как продвигать товары для потребителей с низким уровнем доходов
Каждый из этих людей приносит продавцу или предоставителю услуг немного прибыли в абсолютном значении, но все вместе — это массовый рынок. По официальной статистике, примерно 25% украинцев находятся или за, или близко к черте бедности. Следовательно, есть смысл обратить внимание на этих потребителей и подумать, как использовать потенциал этого рынка эффективнее конкурентов — об этом в журнале "Твой номер" №4/2014, который мобильный оператор "Киевстар" выпускает для малого и среднего бизнеса.
Эстетика экономии
Один из подходов к работе с потребителями с низкими доходами — предлагать товары в упаковке небольшой емкости. Логика такого подхода заключается в том, что указанная аудитория тратит деньги очень консервативно. Люди стремятся покупать только то, что им нужно именно сегодня. Маленькие упаковки шампуня, кетчупа, чая, кофе или аспирина — очень подходят для этой аудитории. Например, в Индии в маленьких упаковках хорошо продаются не только перечисленные выше товары, но и конфеты, зубная паста, хлеб, масло и крем для рук. Причем интересно, что эти потребители обращают не меньше внимания на бренды, чем финансово успешные люди. Например, компания Procter&Gamble с большим успехом продает в Индии маленькие упаковки шампуня Pantene.
Для работы с сегментом потребителей с низкими доходами можно также использовать и противоположный подход — продажа больших объемов товара. Речь идет прежде всего о сельскохозяйственной продукции — картофель, крупы, овощи, сахар. В сезон, как мы знаем, значительное количество наших соотечественников имеет привычку создавать запасы этих продуктов. Причем вполне понятно, что на первом плане в этой категории потребителей стоит именно экономия средств, а вот такими преимуществами, как экономия времени, удобство месторасположения точки продажи или ее оформления, они вполне готовы уступить.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaХотя по оформлению торговых точек или упаковки товаров нужно все же сделать некоторое уточнение: потребители с низкими доходами, бесспорно, оценят их опрятность и приятный внешний вид, однако эстетика оформления должна соответствовать особенностям психологии этой группы клиентов. Потребители с невысоким достатком традиционно придерживаются стабильных трендов. Они относятся к жизни консервативно, и это сказывается буквально на всем: например, женский продукт в их представлении — это нечто в розовой упаковке с цветочками. Кстати, по результатам многих исследований на различных географических рынках, потребители с доходами выше среднего всегда воспринимают продукты в традиционном "гендерном" оформлении как более дешевые.
Другая особенность психологии потребителей с невысокими доходами — их большая привязанность к семейным ценностям. Это не означает, что в этой группе меньший процент разводов — речь идет о том, что небогатые люди более чувствительно реагируют на использование в рекламе образов традиционной счастливой семьи. Это объясняется тем, что в их представлении семейные ценности — это залог безопасности.
От лирики к деньгам
Один из самых действенных способов стимулировать потребление в людей с низкими доходами — предоставление им потребительского кредита. Причем долгое время существовало предвзятое отношение к заемщикам с низкими доходами: мол, уровень невозврата кредитов среди бедного населения должен быть гораздо выше, чем среди богачей. Но на самом деле результат часто противоположный. Экономные люди платят полностью и вовремя. Несколько лет назад один российский банк решил поставить эксперимент и начал кредитовать потребителей с низкими доходами, но выбрал вполне конкретную целевую группу — школьных учителей. И не пожалел. Учителя оказались очень дисциплинированными заемщиками. Поэтому это стоит принять во внимание и торговым заведениям — размещение "горячей" банковской точки поднимет уровень продаж. Кроме того, крупные супермаркеты могут вводить и собственные кредитные программы или продажу товаров в несколько платежей, как это делают, например, в Израиле.
Похожие примеры есть по всему миру. Так, уровень невозвратов кредитов в Grameen Bank — пионера микрофинансовых услуг в Бангладеш составляет менее 1,5% при численности клиентской базы 2,5 млн человек.
В Бразилии бедные люди могут купить бытовую технику в магазинах сети Casas Bahia, которая предоставляет кредит даже потребителям с низкими и непредсказуемыми доходами, используя собственную, очень сложную систему кредитных рейтингов. Благодаря этой системе процент невозвратов кредитов совсем небольшой — 8,5% при 15% у конкурентов. Интересно, что в дебрях районов-закоулков Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, куда посторонним заходить просто опасно, автомобили Casas Bahia спокойно переезжают от магазина к магазину, и водители знают, что им ничего не грозит: местные жители воспринимают их как посланцев компании, которая дает им возможность улучшать свои бытовые условия.
Периферийный маркетинг
В нашей стране потребители с невысокими доходами — это прежде всего жители небольших городков (до 50 тыс. человек) и поселков. При этом на долю поселков и небольших городов приходится более половины (55%) граждан Украины в возрасте 16-64 лет.
По данным компании "КОМКОН-Украина", доход этих людей в среднем в 1,5 раза ниже, чем тех, кто проживает в крупных городах. Однако, несмотря на меньшие доходы, жители сел и поселков городского типа тратят такой же процент ежемесячного семейного бюджета, что и горожане на целый ряд потребностей: транспорт, строительство и ремонт, медицину, косметику и товары бытовой химии, помощь и подарки родственникам, сбережения, образование, одежду, обувь и технику для дома. В то же время больше денег у них уходит на коммунальные услуги, погашение кредитов и покупку предметов быта и меньше — на продукты питания, отдых и развлечения.
Интересно, что в селах и небольших городах по сравнению с крупными населенными пунктами потребляют больше кондитерских изделий, особенно шоколадных. Так, шоколадные конфеты на развес потребляют 81% жителей сел и небольших городов, в то время как в больших городах доля таких потребителей не достигает 70%.