Правила безопасности при покупке франшизы

Франчайзинг становится все более популярным способом ведения бизнеса в Украине. Но перед тем как купить франшизу, следует внимательно изучить все тонкости этого бизнеса

Нередко украинцы, желающие расширить бизнес, прибегают к франчайзингу. Это неудивительно, ведь заплатив вполне подъемную сумму, предприниматель получает не только право на использование уже известного среди клиентов бренда, но и готовую формулу ведения бизнеса, пишет журнал "Твой номер" №10/2014, который мобильный оператор "Киевстар" выпускает для малого и среднего бизнеса.

Нужна ли вам франшиза?

Покупая франшизу, вы получаете обязательства, от которых просто так отказаться невозможно. Поэтому выбирая этот вид бизнеса, серьезно подумайте: нравится ли вам то, чем будете заниматься; готовы ли вы этим заниматься под жесткими указаниями кого-то, согласовывая с ним все ваши идеи и предложения; действительно ли место, где вы собираетесь заниматься этим бизнесом, подходит для этого? "Некоторое время даже финансовые вопросы отходят на второй план, пока вы не договоритесь с собой о том, насколько вам комфортно в этом бизнесе", — отмечает Андрей Кривонос, глава директората Ассоциации франчайзинга.

Вопросы, которые нужно поставить перед покупкой франшизы:

  1. Как давно материнская компания работает на рынке франчайзинга?
  2. Сколько у нее действующих франчайзи, сколько из них появилось за последний год?
  3. Можно ли познакомиться с имеющимися франчайзи?
  4. Какая деловая репутация компании и ее руководителей?
  5. Какие планы материнской компании на ближайшие несколько лет?
  6. Является ли компания членом ассоциаций франчайзинга?
Бизнес из каталога

Если же франшиза — это ваше, наиболее простым путем подобрать нужный вариант для открытия своего дела являются специализированные каталоги. Крупные интернет-порталы ценят свою репутацию и следят за достоверностью информации франчайзеров. "На рынке франчайзинга, в отличие от других, есть возможность проверить качество франшизы у многих: у самого франчайзера, его поставщиков, его покупателей, у бывших покупателей-франчайзи, которые перестали работать, у Ассоциации франчайзинга, у консультантов. Общайтесь со всеми. Если есть сомнения — не покупайте", — советует Андрей Кривонос.

Директор компании по обслуживанию инвестиций Investment Service Ukraine адвокат Иван Герасименко советует франчайзи-начинающему обязательно узнать о месте избранного бизнеса на рынке, его деловую репутацию и рентабельность. "Без этих трех составляющих ни одна франшиза не привлечет предпринимателя", — подчеркивает юрист.

Кроме того, на таких порталах вы можете подобрать франшизу по вашим параметрам. Обращая внимание на стаж работы компании на рынке, стоит стремиться к идеалу — сети, которая работает более пяти лет и имеет, по меньшей мере, тридцать филиалов.

Если у вас есть средства, но не хватает времени, вы можете привлечь франчайзингового брокера, который подберет для вас нужный вариант франшизы.

Подсчитайте расходы

"О вложении и заработке следует говорить на первой же встрече с франчайзером, — советует председатель директората Ассоциации франчайзинга. — Ставьте как можно больше вопросов, самостоятельно пересчитайте финансовый план, убедитесь, что вам нравятся и подходят эти цифры".

Предпринимателю следует прежде всего обратить внимание на финансовую схему работы с франчайзером. "Какую схему оплаты франшизы предлагают (роялти с оборота, маржи или фиксированную сумму), платежи и услуги покрывает паушальный взнос, дополнительные платежи может взимать франчайзер (например, оплата рекламы), какова периодичность таких платежей, — конкретизирует Игорь Гаврилов, руководитель корпоративной практики юридической компании "Алексеев, Боярчуков и партнеры". Также необходимо обсудить и внести в договор право франчайзи на вознаграждение за привлечение новых франчайзи к сети.

Кроме затрат на поиск франшизы (самостоятельно или с помощью брокера) и на ее покупку, предпринимателю необходимо предусмотреть средства на аренду/покупку помещения, оборудования, а также на различные бюрократические расходы. Не обойтись без скрытых расходов (например, на обучение персонала), но все они должны быть прописаны в договоре. В идеале в документе о раскрытии франшизы должны указываться доходы и подробный перечень расходов. Важно четко понимать, сколько средств необходимо вложить на старте и сколько времени понадобится для достижения точки окупаемости бизнеса.

Сейчас франчайзинговый бизнес в Украине представлен 6 тыс. заявленных торговых точек, из которых полноценно работают лишь 3 тыс.

Также стоит помнить, что франчайзи в значительной степени зависит от репутации и действий франчайзера, а также других франчайзи. "Поэтому следует обратить внимание на наличие в тексте соответствующего договора пунктов об ответственности франчайзера за действия, которые могут повредить франчайзи", — советует Игорь Гаврилов.

Важный договор

Основными документами, которые придется подписывать, является договор коммерческой концессии (франчайзинга), лицензионное соглашение, а также договор о конфиденциальности. "При заключении договора необходимо очень внимательно ознакомиться с изложенными в нем обязанностями владельца франшизы. Не стоит забывать и об ответственности того, кто берет франшизу. Если это не учесть, то в дальнейшем можно разорвать этот договор на основании невыполнения или некачественного выполнения его условий ", — детализирует Иван Герасименко.

Особое внимание уделите разделу "Права и обязанности сторон". Желательно, чтобы было предусмотрено условие об исключительном праве вести свою деятельность на конкретной территории. Тогда вы не будете иметь ситуаций, когда рядом с вами откроется предприятие под тем же брендом. Проследите, чтобы обучение и поддержка, обещанные вам, тоже были зафиксированы в договоре.

Условия возможного расторжения договора также должны быть определены на этапе покупки франшизы. Вместе с юристом проследите, чтобы этот раздел был прописан максимально прозрачно. Часто франчайзеры используют запрет на предпринимательскую деятельность в той же отрасли в течение нескольких лет после расторжения договора, но этот вопрос можно решить, заплатив компенсацию, и такая возможность должна быть прописана в договоре.

При заключении договора обратите внимание на срок его действия. Если срок не указан, то любая из сторон имеет право отказаться от договора, уведомив другую сторону не менее чем за шесть месяцев.

Особое внимание нужно обратить на то, что договор коммерческой концессии подлежит обязательной регистрации в Государственной регистрационной службе Украины. Ст. 1118 Гражданского кодекса Украины предусматривает, что в отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии (франчайзинга) вправе ссылаться на договор лишь с момента его государственной регистрации.

Однако, как отмечает старший юрист ПКК "Де-Юре" Анна Коваленко, механизм такой регистрации не разработан, а специальный закон, регулирующий правоотношения в сфере регистрации юридических и физических лиц-предпринимателей, а также определяет полномочия государственных регистраторов, не содержит никакой информации о регистрации договоров коммерческой концессии.

"В такой ситуации правообладатели пытаются найти альтернативу, — рассказывает Юлия Кольченко, старший юрист, адвокат МЮФ Baker & McKenzie. — Первая — заключить не договор коммерческой концессии, а лицензионный договор на предоставление права использования торговой марки (или другого объекта интеллектуальной собственности) вместе с несколькими другими договорами (поставки, услуг). Тогда лицензионный договор не подлежит обязательной государственной регистрации. Другой путь — все же заключить договор коммерческой концессии (франчайзинга) в письменной форме и считать его действующим без государственной регистрации, поскольку стороны выполнили для этого все от них зависящее". Однако принимая такие правила игры, вы должны четко осознавать, что в случае судебного разбирательства суд может стать не на вашу сторону.

[chart_214]

Читать статью в журнале "Твой Номер"