SIFT: Как творить бизнес-чудеса через "girls power"

Оксана Кононова, основатель мониторинговой компании SIFT, участник Unlimit Ukraine, в рамках которого и проходит СЕО4U, за 2 года собрала команду мечты и лояльных клиентов, но столкнулась с рядом бизнес-задач. Решить часть из них она планирует менторством в проекте СЕО4U

Оксана Кононова занимается мониторингом и аналитикой уже 10 лет. Два года назад она основала свой бизнес в этой сфере — SIFT. Сегодня компания работает с тремя основными продуктами: мониторинг социальных медиа, традиционных СМИ и аналитика по собранным данным. В планах компании — масштабироваться на зарубежные рынки и создавать новые продукты.

У вас был опыт менторства?

У меня был опыт менти. Научиться чему-либо можно только через дело, а в этом процессе всегда возникают ошибки. Возможность их совершать — самый ценный опыт. Но получить такую возможность можно только через принятие ответственности, не каждый на это готов.

Например, благодаря Оксане Гошве я научилась смотреть на бизнес как бизнес, концентрироваться на задачах, отказываться от "не своих" проектов, обращать внимание на детали и "упаковку". Да и в целом Оксана стала для меня примером правильного подхода к работе.

Другие не менее важные примеры менторства научили меня сервису нового уровня, корректности, терпению и особой этичности.

Сама наставником я работаю постоянно для своей команды и, хочется верить, друзей, но ведь это немного о другом.

Какие составляющие определяют удачное менторство для вас?

Ментор — тот, у кого есть экспертиза, полученная через личный опыт, которой нет у меня. Он может объяснить, как что работает и почему для меня или моего бизнеса это важно. Вот эта часть про "объяснить" отличает ментора от просто хорошего специалиста, а "личный опыт" — от профессора в университете. Я жду от этого проекта альтернативного профессионального мнения, конкретного совета, взгляда со стороны на мои идеи.

У нас в бизнес-среде есть одна большая загвоздка — мало кто готов рассказывать, как оно на самом деле. Даже в очень узком кругу. В целом это понятно, и никто не рассчитывает на выложенный помесячный P&L с комментариями к каждой строчке, но все-таки хочется делиться реальными историями. По этой причине для меня так ценна возможность диалога с людьми, которые точно знают, что бизнес — это не только розовые единороги. Уверена, что не все идеи получится реализовать, но, как с высшим образованием, не все знания и навыки должны быть прикладными. Увидеть со стороны свой бизнес — это особая ценность.

Чем SIFT отличается от конкурентов?

У нас в SIFT получается эффективно совмещать автоматизацию и ручной труд, когда он необходим. Это позволяет работать с любыми запросами от клиентов — для кого-то достаточно доступа к данным, кому-то необходимо их пересмотреть и выделить важное, для других ценны инсайты, которые может найти только живой человек, который пересмотрит графики, статистику и найдет интересное.

Во-вторых, у нас есть уникальная для рынка экспертиза по оценке непрямых коммуникаций. SIFT — единственный в Украине член AMEC, международной ассоциации по оценке коммуникаций. Именно они оформили знаменитые Барселонские принципы и продолжают работать над унификацией подходов. Я давно интересуюсь этой темой, командой мы сделали несколько хороших комплексных проектов по оценке, и мне бы хотелось активно развивать это направление в Украине. Тем более сейчас есть много инструментов, которые могут помочь не маркетологам понять и показать взаимосвязь между коммуникациями и бизнес-результатом компании.

Мы не ищем сложных решений. Я искренне убеждена, что мир и так очень сложный, а клиенту важно понимать, что стоит за цифрами и показателями. Сложные индексы совсем не облегчают эту задачу. Поэтому я за упрощение там, где это возможно и не вредит.

Мы любим своих клиентов. Всех. Я знаю не всех клиентов в лицо, но всех "в ключевые слова и ТЗ". Даже тех, кто был 5 лет назад. И благодарна каждому. Да, у нас тоже есть негативный опыт, но это только закаляет и помогает перестраивать процессы быстрее и эффективнее. Я искренне переживаю каждый раз, когда мы задерживаем отправку отчета или недостаточно быстро ответили на письмо. Все знают, что в сервисных бизнесах отношения с клиентом — самое важное и ценное. И мы последовательно выстраиваем процессы, чтобы не только выполнять обязательства, но и overdeliver results.

Как появился SIFT и как сегодня он работает?

Я работаю в сфере аналитики и мониторинга уже 10 лет. С тех пор не очень много нового случилось на рынке, появляются новые технологии обработки и хранения данных, но суть работы не слишком изменилась. Я бы хотела изменить рынок — делать продукты, полезные не только для PR специалиста, но которые бы оценили и могли применять маркетологи и директора. Прогнозировать тренды, выявлять инсайты, оценивать не количество выходов в СМИ или комментариев в ФБ, а то, как это влияет на бизнес-результат компании, как улучшить контент-стратегию, чтобы увеличить engagement, который, в свою очередь, повлияет на лояльность и увеличит повторные продажи. Это сложно, но реально, и мы работаем над этим. Аналитика — это не скучно и непонятно, это крутой инструмент, которым можно и нужно пользоваться.

Это первый бизнес у вас как руководителя?

Не совсем. Это мое первое самостоятельное дело, до этого были околодружеские попытки совместных небольших бизнесов, которые так и не выросли в постоянные. Но у меня довольно обширный опыт управления командами и проектами, что помогает избегать сейчас ошибок в построении процессов, которые уже выучены на личном опыте. Умение быстро отсеивать людей, с которыми точно не получится работать, экономит время, деньги и нервы. Навык, также приобретенный через большое количество собеседований и компромиссов с собой. И да, терпение — этому можно научиться, если работать с перспективой, например, в 20 лет.

Какая бизнес-задача сегодня для вас самая критичная?

В SIFT мы работаем как со стандартными для рынка продуктами, так и делаем под запрос исследования с новыми для нас задачами и подходами. И вот эти новые подходы хочется выделить в потоковые продукты, которые мы могли бы предоставлять всем клиентам. Кроме этого, есть много задумок по решениям для микро-бизнеса, в том числе отслеживание отзывов, поиск лидов или оценка конкурентов и рынка. Мы ищем способ, как это сделать хорошо и полезно, при этом мы не можем себе позволить сейчас излишне рисковать. Поэтому необходимо определить приоритеты и выбрать точку приложения усилий при ограниченных ресурсах.

Что было самым трудным на старте бизнеса?

Самое трудное — подобрать команду, которая останется с тобой. Мне повезло, у меня она есть, и там много девочек. А "girls power" может творить чудеса.

Сложно заработать тот базис, который позволит перестать судорожно дергаться каждый месяц от оплаты аренды или зарплаты. Конечно, сложно расти без привлечения инвестиций на собственных ресурсах. Но это очень дисциплинирует.

Сейчас я на этапе, когда мне очень нужно передать функцию непосредственного управления бизнесом. И само по себе это занимает много времени.

Какие значимые победы были у компании за время существования?

SIFT работает по модели подписки, разовые проекты для нас — скорее исключение, чем правило. Поэтому каждый подписанный контракт или выигранный тендер — это победа. Для нас важен каждый клиент. Для меня лично победа — моя команда, клиенты, которые выбирают нас снова. Победа — выход за рамки рынка сурового корпоративного PR в мир digital, e-commerce, поддержки социальных проектов.

Как вы оцениваете свой рынок в Украине и его перспективы?

Если мы не расширим этот рынок и не сдвинем его с мертвой точки — рынка не будет. Мир идет в сторону автоматизации скучных процессов, поэтому простой мониторинг и статистика через несколько лет будут такой же автоматической доступной опцией, как сейчас лента новостей в Фейсбуке. Поэтому нам надо искать новые решения, которые создают дополнительную ценность для клиента. Надеюсь, что этот проект приблизит нас к цели.