У налоговых органов появились спецфункции

Новые изменения в Налоговый кодекс делают цели налоговиков законно конкретными

Закон №5083-VI "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно государственной налоговой службы и в связи с проведением административной реформы в Украине", подписанный президентом, содержит норму, конкретизирующую функции органов налоговой службы (при сохранении имеющихся прав). Перечень этих функций не умещается на 2-х страницах формата А4, а завершается многозначительным "и другие,.. определенные законами Украины". Ознакомиться с новеллой может каждый желающий — документ имеется в открытом доступе (http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/5083-17).

Большинство функций налоговой, в общем-то, не новы, однако имеются и такие, которые весьма причудливо могут быть вплетены в нормативный контекст, а точнее — в практику применения действующих норм.

В частности, четко кодифицирована функция "организации работ" по арестам имущества и замораживания банковских счетов предпринимателей с последующим "осуществлением контроля". О презумпции невиновности плательщиков до решений судов и банковской тайне (памятуя о гипертрофированных полномочиях налоговой службы) можно забыть. Отдельная тема — функциональное право налоговиков предпринимать меры относительно выявления, анализа и проверки финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией сомнительных доходов. Многие физлица-резиденты, обменявшие доллары в гривны (и наоборот) в банках, уже получили письма с просьбой явиться в финучреждения для предоставления дополнительных пояснений.

Крайне интересуют фискалов подакцизные товары, в частности, алкоголь и сигареты. Вот немногие из законодательно зафиксированных функций органов налоговой относительно подакцизного товарооборота:

- контроль в сфере производства, обращения и реализации подакцизных товаров (в том числе — контроль над их целевым использованием);

- лицензирование деятельности субъектов хозяйствования по производству и торговле спиртом, алкоголем, табачными изделиями;

- контроль над производством спирта, алкоголя, табачных изделий;

- обеспечение межотраслевой координации в данных сегментах;

- предотвращение и борьбе с незаконным производством и обращением спирта, алкоголя, табачных изделий;

- и так далее вплоть до организации работ, связанных с (!) заказом акцизных марок.

Само появление перечня функций можно расценивать, как прелюдию к очередному акту бюджетной трагедии "вал по плану".