Рынок "автогражданки" покинет треть компаний

ЭКСКЛЮЗИВ ГАЗЕТЫ "ДЕЛО": Госфинуслуг запретит страховым компаниям поднимать стоимость полисов ОСАГО, при этом лимиты ответственности вырастут в два раза. Это приведет к тому, что рынок покинет треть компаний-продавцов «автогражданки»

Сегодня Госфинуслуг рассмотрит вопрос повышения тарифов и лимитов ответственности по полисам ОСАГО. По информации «ДЕЛА», решение будет принято не в пользу страховщиков. «Я думаю, что Комиссия одобрит предложение Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ) только в той части, где речь идет об увеличении лимитов ответственности страховщиков вдвое. А та часть предложенных изменений, которая касается повышения стоимости полиса, одобрена не будет», — высказал свое предположение глава Госфинуслуг Виктор Суслов.

Напомним, так как это обязательный вид страхования, изменять ценовую политику и другие параметры «автогражданки» по своему усмотрению страховщики не могут, для этого им нужно одобрение Госфинуслуг. В начале ноября МТСБУ, которое объединяет продавцов полисов «автогражданки», направило регулятору предложение увеличить базовый тариф ОСАГО на 30% (с 291 грн. до 389 грн.), изменить ряд корректирующих коэффициентов и вдвое увеличить лимит ответственности: до 50 тыс. грн. за нанесенный ущерб имуществу (сейчас — 25,5 тыс. грн.) и до 100 тыс. грн. за причиненный вред жизни и здоровью потерпевшего (сегодня — 51 тыс. грн.).

По процедуре, Госфинуслуг должна была озвучить свою позицию по этому вопросу в 45-дневный срок, который истекает завтра. На предстоящее повышение стоимости ОСАГО страховщики возлагали большие надежды. По их утверждению, уже сегодня «автогражданка» стала очень убыточным видом страхования, и уже в 2010 году это может привести к уходу с этого рынка как минимум трети компаний (сейчас такие полисы продают около 80 страховщиков).

Поднять цену мешают выборы

Страховщики считают, что главная причина отказа Комиссии повышать цены на «автогражданку» лежит не в экономической, а в политической плоскости. «У регулятора не было ни одного существенного замечания к нашим расчетам, а все они сводились к формальным придиркам. К примеру, имеем ли мы право делать расчеты, исходя из прогнозов на будущий год? Но при этом не учитывался главный экономический вопрос: из каких средств компании будут платить людям в будущем году, если уже сегодня многие выплачивают по ОСАГО больше, чем собирают?» — возмущается заместитель председателя правления страховой компании «Аска» Елена Мошаро.

Впрочем, Виктор Суслов и не отрицает влияния политики на «ценовое» решение по ОСАГО. «В Украине более 10 млн. транспортных средств, изменение цены на «автогражданку» коснется многих граждан. Потому этот вопрос нужно рассматривать как с экономической, так и с политической точки зрения. Особенно если вопрос повышения стоимости поднимается страховщиками в преддверии президентских выборов», — говорит он.

Правда, по его словам, главной причиной отказа Комиссии повышать стоимость «автогражданки» стали все-таки непомерные аппетиты страховщиков. Дело в том, что кроме повышения на 30% базового тарифа, страховщики внесли предложения по изменению корректирующих коэффициентов, за счет чего стоимость полисов увеличилась бы в среднем вдвое. «При этом для некоторых видов транспорта стоимость предлагали увеличить на 300% и больше! Причем для владельцев джипов, к примеру, цена бы меньше выросла, чем для владельцев небольших и недорогих авто», — возмущается Суслов.

В Комиссии говорят, что страховщики сильно преувеличивают масштабы своих убытков и «набивают» цену только потому, что это обязательный вид страхования и автовладельцам не будет куда деться — полисы будут покупаться в любом случае, хоть по 200, хоть по 300 грн. «Наш анализ результатов деятельности страховщиков за 9 месяцев этого года показал, что уровень выплат по ОСАГО в среднем составляет 39%, тогда как по КАСКО — 65%. Но почему-то по КАСКО страховщики повышать цены не спешат. Поэтому наша задача сейчас состоит в том, чтобы защитить интересы потребителей страховых услуг», — говорит глава Госфинуслуг.

Торги продолжатся

Судя по всему, сегодняшним решением Комиссии эпопея с повышением цен на ОСАГО не закончится. «Мы договорились о создании совместной — страховщиков, регулятора и актуариев — рабочей группы по изменениям в предложения по тарифам ОСАГО», — сообщил «ДЕЛУ» Владимир Романишин. Сегодня утром он в очередной раз встречался с руководством Госфинуслуг, чтобы убедить их в необходимости изменений тарифов по автогражданке. «Будем бороться до конца, если вернут назад наши предложения — будем дорабатывать и снова подавать их в Комиссию», — говорит Мошаро. Страховщики уверены, что новые тарифы могут быть приняты уже в марте 2010 года (почти сразу после выборов) или максимум в июне-июле, когда статистические данные полугодия подтвердят их неутешительные прогнозы по резкому росту убыточности.

Регулятор менее оптимистичен в прогнозах по поводу даты предстоящих изменений цен на «автогражданку». «Мы готовы работать с рынком над выработкой новых подходов к тарифной политике по «автогражданке», но на ту цену полисов ОСАГО, которую сегодня просят одобрить страховщики, им не стоит рассчитывать ни до выборов, ни после», — резюмировал Виктор Суслов.

Новые правила републикации эксклюзивных статей газеты "ДЕЛО"