Рынок «дешевых» страховок пошел в рост

Падение страховых премий за 2009 год на 21% не помешало страховщикам нарастить клиентскую базу. Правда, речь идет только о страхователях-физлицах

своем годовом отчете Госфинуслуг констатировала: количество договоров, заключенных в 2009 году страховщиками с населением, выросло на 500 тыс. по сравнению с 2008-м.  На этом фоне корпоративный сегмент выглядит более чем удручающе — количество договоров с клиентами-юрлицами сократилось почти на 990 тыс. «Главными причинами сокращения договоров с юрлицами стали кризис и экономия предприятиями на страховании», — объясняет замглавы совета Лиги страховых организаций Украины Александр Залетов.

«Автогражданка» — лидер продаж

Что касается роста спроса на страхование среди част-ных лиц, то основными видами, которые были популярны в 2009 году, являются «автогражданка» (рост количества договоров на 350 тыс.), добровольное медстрахование — на 111 тыс. — и недорогое страхование недвижимости, которое дало дополнительных 20 тыс. договоров. Немного подросло и КАСКО — на 20 тыс. Но несмотря на это, прошлогодние продажи этого вида полисов среди населения страховщики считают «провальными», так как в предыдущие годы число застрахованных физлицами авто за год вырастало на 300-350 тыс. «Раньше количество полисов КАСКО, проданных частным лицам, росло за счет заемщиков банков. В прошлом году кредитование практически прекратилось, и продажи этого «паровозного» вида страхования начали стремительно падать», — говорит Залетов.

Вполне логично: полисы КАСКО дорогие, средний платеж — 6-8% от цены авто. Поэтому народ в кризис не спешил добровольно расставаться с тысячами гривен, тем более что выплаты можно было в итоге и не получить — ряд компаний ушли с рынка, так до сих пор и не заплатив клиентам.

Чем дешевле, тем лучше

Вместо дорогого КАСКО популярными среди частных лиц в прошлом году стали более дешевые полисы ОСАГО и добровольное медстрахование. Причем если обязательная «автогражданка» росла прогнозированно благодаря активному «контролю» за ее наличием у водителей со стороны ГАИ, то добровольное медстрахование преподнесло  рынку сюрприз. Среди лидеров этого рынка — компании «Провидна», СО «Ильичевское», «Нефтегазстрах» — лучше всего частных лиц «обаял» последний страховщик. Число граждан, застрахованных «Нефтегазстрахом», в прошлом году превысило 250 тыс. человек.

Такую популярность среди «физиков» компании принесла стратегия «дешевого» медстрахования, рассчитанного не на VIP-персон и корпоративных клиентов, а на средний класс и ниже. «Мы начали продавать страховки стоимостью 24 грн. в месяц и страховой суммой 15 тыс. грн. При этом заключали договоры не с руководством предприятий, а с каждым сотрудником отдельно. Выплаты делали не на руки страхователям, а непосредственно лечебным учреждениям», — объясняет гендиректор компании «Нефтегазстрах» Александр Капшук.

В итоге, несмотря на 20%-ный рост цен в прошлом году на такие  страховки, число граждан, купивших эти полисы, выросло на 40% по сравнению с 2008 годом. «Пример этой компании показывает, что в прошлом году население больше интересовали простые и дешевые полисы. С их помощью даже малообеспеченная категория граждан может частично защитить себя от финансовых потерь, связанных с дорогим медицинским и транспортным обслуживанием», — считает Александр Залетов.

Председатель правления «Украинской страховой группы» Павел Нельга добавляет: «Медстрахование корпоративных клиентов и VIP становится невыгодным страховщикам: хотя полисы для них и стоят намного дороже, но и требования по качеству обслуживания у них намного выше». К тому же, по словам страховщика, корпоративные клиенты в Украине уже на 80% охвачены страхованием, тогда как клиенты-физлица — только на 8-9%. «Так что у этого направления большой потенциал», — заключает Нельга. Он прогнозирует рост количества договоров со страхователями-физлицами в ближайший год-два на целых 15%.