Как Евро-2012 повлиял на рынок труда

Из-за чемпионата повысился спрос на профессиональных гидов, переводчиков, работников сферы обслуживания и project-менеджеров. На другие сферы Евро-2012 практически не повлиял

Если говорить о росте востребованности на временных специалистов из-за Евро, то ожидания, несомненно, оправдались. Так в один голос говорят опрошенные "Делом" рекрутинговые компании.

Елена Грищук, директор рекрутинговой компании "Форсаж", выделила три группы специалистов, на которых возрос спрос в канун чемпионата.

Первая группа связана с туристической отраслью. Это, в первую очередь, профессиональные гиды и переводчики. Они востребованы как со стороны туристических компаний, так и отдельных групп иностранцев, которые ищут гидов и переводчиков (иногда в одном лице) на период своего пребывания в Украине.

Туристические компании нередко нанимали таких специалистов за месяц-полтора до самого чемпионата. На них могли быть возложены функции поиска клиентов, переписки с ними.

Вторая группа специалистов связана со сферой ХоРеКа (отели, рестораны, кафе). Персонал набирался достаточно разнообразный — от администраторов, которые должны были организовать прием зарубежных гостей, до собственно обслуживающего персонала в кафе, ресторанах, гостиницах. Персонал набирался на период проведения чемпионата.

Елена Грищук отмечает, что трудоустройство в туристической сфере и секторе услуг стало хорошей возможностью для подработки для молодых людей — студентов и выпускников, которые владеют иностранным языком.

"Именно знание английского языка было основным требованием к кандидатам. Работодатели также искали работников по персональным характеристикам, которые позволяли им быть уравновешенными и приветливыми, не растеряться в нестандартной ситуации: стрессоустойчивость, открытость, ориентация на клиента, грамотная речь", — говорят эксперты рекрутинговой компании Brain Source International.

Оплата для первой и второй групп работников варьировалась от 100 грн/час за услуги профессионального переводчика до 3тыс. грн./месяц для администратора хостела.

Третья группа специалистов — менеджеры проектов. Их нанимали за 5-6 месяцев до чемпионата компании, которые причастны к этому мероприятию (рекламные и PR-агентства, медиа, спонсоры). Их нанимали под реализацию конкретных проектов сроком на 6-8 месяцев. Примечательно, что в отличие от других специалистов, у project-менеджеров есть шанс продолжить свою карьеру в этих компаниях, если они проявят себя хорошо в проектах под Евро2012.

Тренинги и стажеры

Что касается других сфер, которые косвенно связаны с чемпионатом, то на рынок труда в этих сферах Евро существенного влияния не оказал. Ни банки, ни ритейл, ни FMCG-компании дополнительный персонал, как правило, не нанимали.

Финансовый сектор проводил дополнительные тренинги для существующего персонала. По словам Елены Дятловой, заместителя председателя правления по управлению персоналом ПУМБ, банк провел для некоторых сотрудников розничных отделений и кассиров тренинги по обучению английскому языку. Были подготовлены и отработаны скрипты (детальное описание продукта), которые помогали обслужить иностранных клиентов.

Ритейлер METRO Cash & Carry на время чемпионата набирал англоязычных стажеров. В пресс-службе уточняют, что в основном это были студенты старших курсов, которые еще учатся и не смогут остаться на постоянную работу. Всего набрали около 40 человек. Каждый ТЦ в принимающем городе сам решал, сколько необходимо стажеров, исходя из своих потребностей.