Как украинскому офису Amway удалось стать №1 по продажам в Европе

Годовой оборот Amway в Украине в 2010 году составил более 1 млрд. грн. Это первый результат среди стран в Европы, в которых работает компания. Таких результатов удалось добиться благодаря системе тренингов, которая считается лучшей в отрасли

Годовой оборот этой компании, в которой работает немногим больше 200 человек, в 2010 году составил более 1 млрд. грн. (для сравнения, аналогичный показатель кондитерского гиганта Roshen — более 8 млрд. грн.). У нее есть все элементы обычной производственной компании — отдел продаж, логистики маркетинга. Отличается только способ дистрибуции — это реализация не в торговых сетях, а через прямые продажи. Это компания Amway, которая с 2003 года работает в Украине.

По объемам продаж украинское представительство Amway занимает первое место в Европе. Таких высоких результатов удалось добиться во многом благодаря системе корпоративных тренингов, которая считается одной из лучших в этой отрасли. Так, на территории представительства Amway в Украине размещается не только непосредственно сам офис и торговый центр для дистрибьюторов компании (который в день в среднем посещает около 1 тыс. человек), но и полноценный учебный центр "Amway Академия", способный одновременно принять до 100 человек. Он состоит из трех учебных помещений. В самом просторном зале (на 50 человек) чаще всего проходят семинары и тренинги по бизнес-навыкам и навыкам межличностого общения. В отдельном зале, рассчитанном на 30 человек, проходят тренинги по использованию посуды iCook и здоровому питанию. Их проводит в зале, организованном как настоящая полноценная кухня, профессиональный повар. В третьем зале, оформленном как косметологический кабинет, проходят тренинги по направлению "Красота" — уход за кожей и искусство визажа.

Загруженность учебного центра составляет в среднем 70%. Тренинги для дистрибьюторов ( всего их в Украине более 250 тыс. человек) проводятся по мере того, как их заказывают лидеры бизнеса. Кроме того, тренеры (их в компании 6) ездят по всей Украине и проводят обучение в регионах. С этого года компания начала активно использовать и интерактивные методы обучения — так называемые вебинары. "В целом ежегодно тренинги проходят свыше 25 тыс. предпринимателей Amway. Сами же тренеры, которые работают с дистрибьюторами, также проходят регулярное обучение. Так, для них ежегодно проводят обязательные тренинги в одном из европейских центров компании, а также тренинги, приуроченные к запуску новой линейки продукции", — рассказывает Анна Карлаш, руководитель отдела по работе с персоналом компании Amway.

Отдельно можно выделить обучающие программы для офисного персонала Amway. Так, все новые сотрудники обязательно изучают историю компании, знакомятся с корпоративными ценностями и правилами, а также с ассортиментом продукции. Есть тренинги, направленные на повышение квалификации сотрудников, по формированию управленческих навыков, тайм-менеджменту, тренинги, направленные на профессиональное освоение компьютерных программ. Есть и тренинги, направленные на совершенствование профессиональных навыков сотрудников. У руководящего персонала и ключевых сотрудников имеется возможность посещать международные тренинги, которые проходят в других странах, где работает Amway. "Так, раз в год проходят специальные конференции для маркетологов, где сотрудники компании со всего мира обсуждают последние тенденции рынка. Точно так же встречаются HR-менеджеры и представители других подразделений", — поясняет Анна Карлаш.

Кадровая политика украинского офиса Amway во многом зависит от европейской штаб-квартиры в Германии. Все подходы и процедуры в кадровой политике компании унифицированы, однако обойтись без локализации и адаптации к специфике рынка, менталитета и украинского законодательства нельзя. Благодаря общей для всех европейских представительств компании политике оценки и мотивации персонала у сотрудников есть возможность переходить на работу в филиалы Amway в других странах мира. "Если в Европе открывается вакансия, то компания в первую очередь продвигает на эту должность сотрудников внутри Amway", — говорит Анна Карлаш. Так, уже три сотрудника из Украины были направлены в Россию, где представительство компании открылось позже украинского (в 2005 году).

"Кроме того, у нас есть практика, когда сотрудники работают на зарубежные офисы дистанционно, т.е. физически их рабочее место находится в Украине, но вся деятельность этих специалистов связана с работой над европейскими проектами. Так, бренд-менеджер по категории товаров для красоты работает в Европейском отделе маркетинга, а находится в Украине", — рассказывает руководитель отдела по работе с персоналом компании Amway.

Анна Карлаш, руководитель отдела по работе с персоналом компании Amway


В поиске персонала компания опирается как на собственные ресурсы, так и на помощь рекрутингового агентства. Так как текучка кадров в компании очень маленькая (менее 1%), то набор на работу не носит массового характера. "В этом году мы приняли на работу 10 новых сотрудников. В основном это связано либо с повышением сотрудников в должности, либо открытием новых направлений. Кроме того, поскольку у нас в основном женский коллектив, сотрудницы регулярно уходят в декрет, потому нам необходимо находить им временную замену", — говорит Анна Карлаш. Сейчас компания делает акцент на поиск кадров с опытом работы в таких направлениях, как маркетинг и коммуникации, а также в отделы продаж. На работу в колл-центр, напротив, в основном приходят выпускники без опыта работы и студенты.

"Главные требования, которые мы выдвигаем к кандидатам, это наличие высшего образования, знание английского языка, ориентация на клиента, стремление к обучению и развитию, умение работать самостоятельно и в то же время уметь быть частью команды", — объясняет Анна Карлаш.
Для карьерного роста важно владение английским языком, так как Amway — это американская компания, и знание английского языка является обязательным условием для регулярного общения в процессе работы с нашими европейскими и американскими коллегами. Для сотрудников с 2006 года постоянно действуют курсы английского языка. "Изначально курсы были бесплатными, однако мы пересмотрели этот подход и оплачиваем занятия по схеме "50 на 50". И причина не в желании компании сэкономить. Это своего рода дисциплинирующий фактор, который позволяет отсеять тех, кто несерьезно относится к обучению. Зачастую очень ограниченное число людей ценит то, что достается им бесплатно", — отмечает Анна Карлаш.

Для сотрудников компании регулярно проводятся корпоративные мероприятия, в том числе и командообразующие тренинги. Также в компании есть смешанная футбольная команда, которая каждые 2 года ездит на международный чемпионат, который Amway проводит среди сотрудников всех стран Европы. Кроме того, сотрудники могут бесплатно посещать фитнес-клуб, тренажерный зал или бассейн. Все эти услуги являются частью компенсационного пакета, в который также входит и медицинская страховка для сотрудников и их детей в возрасте до 16 лет. "Мы иногда устраиваем праздники своими силами, без помощи ивент-агентств, и это получается намного веселее. Например, мы проводили конкурс а-ля "Танцы со звездами", для которого каждый отдел представлял свой танец. В рамках летнего корпоративного мероприятия мы снимали кино — сами прописывали сценарий, снимали и играли. Это возможность пообщаться со своими коллегами в неформальной обстановке, посмотреть на коллег с другой стороны, увидеть их скрытые таланты", — рассказывает руководитель отдела по работе с персоналом компании Amway. В результате все сотрудники получили огромное удовольствие от участия в этом очень креативном и веселом мероприятии, на память о котором остались 10 короткометражных сиквелов любимых советских комедий со звездами Amway во всех ролях.