Новый закон о высшем образовании. Какие инновации ожидают высшую школу?

Верховная Рада приняла закон "О высшем образовании". Delo.UA предлагает топ-10 инноваций нового документа

Верховная Рада приняла долгожданный закон "О высшем образовании". "За" проголосовало 276 народных депутатов.

Как отметила в ходе обсуждения документа председатель комитета по вопросам науки и образования Лилия Гриневич, при подготовке ко второму чтению в документ было внесено 959 поправок. Закон был принят в первом чтении 7 апреля текущего года.

По словам Гриневич, принятый закон является системным и подготовленным в результате прозрачного демократического диалога всех заинтересованных социальных групп. Напомним, базовый текст законопроекта "О высшем образовании" был разработан еще в 2012 году рабочей группой, которую возглавлял ректор НТУУ "КПИ" Михаил Згуровский. Работа над законопроектом осуществлялась на основе широкого обсуждения представителями общественности, студенчества и организаций.

"В основе проекта закона "О высшем образовании" — идея университетской автономии, прежде всего в академической, организационной и финансовой сферах. Планируется расширение полномочий ученых советов и коллективов университета, в частности право самостоятельно выбирать ректора, тогда как министерство будет только фиксировать факт выбора", — комментирует принятие закона министр образования и науки Сергей Квит.

Какие инновации несет законопроект "О высшем образовании"?

Ученые степени. Устанавливаются следующие образовательно-квалификационные уровни и степени: младший бакалавр, бакалавр, магистр, доктор философии и доктор наук. Степени "специалист" больше не будет, как и кандидата наук (ст. 5). В законе объясняется, что младший бакалавр — это степень, которую получает студент по завершению "краткого цикла" высшего образования (было прослушано предметов на 90-120 кредитов). Диплом младшего бакалавра будут получать выпускники техников и колледжей. Для сравнения, для получения диплома бакалавра студенту необходимо прослушать дисциплин на 180-240 кредитов.

В тексте законопроекта, подготовленному к первому чтению, младшего бакалавра не было. Были квалифицированный работник и младший специалист.

Дипломы. Вузы имеют право выдавать дипломы как государственного образца, так и "собственные документы о высшем образовании" (если программа вуза была неаккредитованная) (ст. 7).

Обязательной часть диплома бакалавра, магистра, доктора философии является приложение к диплому европейского образца.

Если студент учится за счет госбюджета, он получает диплом бесплатно. Если на контракте — стоимость изготовления диплома включается в стоимость обучения. Граничный размер стоимости изготовления диплома определяет Кабмин.

Вузы также имеют право выдавать совместные дипломы, в том числе с иностранными вузами (для этого должно быть принято решение педагогических советов вузов). Если студент одновременно получает две специальности, он получает двойной диплом.

База данных. Вся информация о выданных дипломах вносится вузами в Единую государственную электронную базу по вопросам образования (ст. 8). Доступ к этой базе должен осуществляться через официальный сайт Минобразования.

Нацагентство. Создается Национальное агентство по качеству высшего образования (ст. 17-22). Нацагентство является постоянно действующим коллегиальным органом, который реализует госполитику в сфере высшего образования. Агентство будет наделено следующими полномочиями: анализ качества образовательной деятельности вузов, лицензионная экспертиза, формирование единой базы специальностей, утверждение стандартов высшего образования, аккредитация специальностей.

В состав агентства должны войти все высшие учебные заведения вне зависимости от формы собственности.

Агентство будет состоять из 25 членов. Глава и заместители нацагентства избираются на три года и назначаются Кабмином. При нацагентсве будут созданы комитеты, в том числе комитет по вопросам этики и апелляционный комитет.

Решения по аккредитации образовательной программы должны приниматься на основе экспертного вывода отраслевого экспертного совета. Отраслевые экспертные советы будут состоять из 9-15 членов. В состав таких советов могут входить: представители государства, работодатели, профессиональные объединения, представители вузов, научных учреждений и т.д.

Отмена аккредитации вузов. Формулировка "учебные заведения III-IV уровня аккредитации" уходит в бытие. Высшие учебные заведения будут делиться на три типа (ст. 28):

  • Университет
  • Академия, институт
  • Колледж

Университет может быть многоотраслевым (классический, технический) или отраслевым (технологический, педагогический, физического воспитания и спорта, гуманитарный, богословский/теологический, медицинский, экономический, юридический, фармацевтический, аграрный, художественный, культурологический и т.д.)

В отличие от университета, институты и академии могут быть лишь отраслевыми учебными заведениями. Колледжи осуществляют подготовку на уровне младшего бакалавра/бакалавра.

Статус. Устанавливается новый порядок получения статуса "национальный" и "исследовательский" вуз (ст. 29-30). Статус национального вуза может быть присвоен по предложению Национального агентства по качеству высшего образования согласно процедуре, утвержденной Кабмином.

Национальный вуз получает на приоритетных началах финансирование на осуществление научной и научно-технической деятельности, на покупку научного и учебного оборудования, компьютерных программ за счет госбюджета в объеме не меньше 10% от суммы, которая выделяется на содержание вуза.

Национальный вуз, который обеспечивает "прорывное развитие государства в отдельных отраслях науки", получает статус "исследовательского". Присваивает такой статус Кабмин на конкурсных условиях сроком на семь лет. Такой вуз имеет право получать базовое финансирование по отдельной бюджетной программе Госбюджета Украины на осуществление научной деятельности в объеме не менее 25% средств, предусмотренных на его содержание, для проведения научных исследований, поддержки и развития их материально-технической базы.

Расширение автономии вузов(ст. 32). Деятельность вузов в Украине базируется на принципах автономии и самоуправления, в том числе и в финансовой сфере. Учебные заведения имеют право:

  • Самостоятельно определять организацию учебного процесса
  • Выбирать типы программ подготовки бакалавров и магистров
  • Признавать учебные степени, полученные в иностранных вузах
  • Предоставлять дополнительные учебные услуги
  • Создавать и реорганизовать свои структурные подразделения
  • Осуществлять совместную деятельность с другими вузами
  • Присуждать учебные степени
  • Пользоваться собственными земельными участками
  • Проводить финансово-хозяйственную деятельность
  • Распоряжаться собственными финансовыми поступлениями, в том числе полученными от предоставления дополнительных платных услуг
  • Открывать текущие и депозитные счета в банках

В свою очередь вузы обязаны:

  • Иметь внутреннюю систему обеспечения качества образовательной деятельности и качества высшего образования
  • Создавать необходимые условия для получения высшего образования лицами с особыми образовательными потребностями
  • Обнародовать на официальном сайте, на информационных стендах и в любой другой способ информацию о реализации своих прав и выполнении обязательств

Процедура поступления в вуз(ст. 44-46). Прием абитуриента для получения степени младшего специалиста или бакалавра осуществляется по результатам независимого внешнего тестирования и конкурса их творческих/физических способностей, а также учитывает средний балл аттестата. Правила приема определяет вуз, однако доля сертификата внешнего оценивания в конкурсном балле должна быть не меньше 20%, средний бал аттестата должен занимать не более 10%, а доля конкурса творческих/физических способностей абитуриента не должна превышать 50% общего балла. "Особые успехи" абитуриента (призеры IV этапа Всеукраинских олимпиад или III этапа МАУП) или успешное завершение подготовительных курсов может занимать не больше 5% в итоговом балле абитуриента.

Законопроект также прописывает принципы проведения независимого внешнего тестирования.

Стипендии (ст. 62). Студенты могут получать "социальные" или "академические" стипендии. Размер этих стипендий определяет Кабмин. Разница между социальными и академическими стипендиями в законопроекте не расписана.

Размер минимальной стипендии для младшего бакалавра не может быть меньше, чем две трети размера прожиточного минимума, для бакалавра и магистра — не ниже размера прожиточного минимума. На данный момент размер прожиточного минимума составляет 1176 грн. Люди, которые достигли значительных успехов в учебе/научной деятельности, могут претендовать на персональные стипендии.

Отработка. В законопроекте отсутствует норма об обязательной отработке трех лет для студентов вузов, обучавшихся за счет государственного или местного бюджетов. Ранее действовала норма обязательной отработки выпускниками медицинских, педагогических и правоохранительных вузов по госзаказу трехлетнего стажа в бюджетных организациях.