Ассоциациям фондового рынка добавили хлопот с регистрацией

Фондовым ассоциациям со статусом саморегулирующейся организации (СРО) придется получить еще и статус объединения. Хотя проблем с регистрацией представители СРО не видят, однако лишняя бюрократия их не радует

Напомним, что еще в начале лета был принят закон №5042-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства о ценных бумагах" (вступает в силу с 2013 года). Документом, в частности, предусматривалось появление нового образования участников фондового рынка — объединений. При этом в нем указывается, что деятельность профучастников на фондовом рынке может осуществляться только при условии членства в объединении и/или СРО.

На данный момент на фондовом рынке работают 3 СРО, взаимодействующих с регулятором. Это Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса (УАИБ, объединяет управляющие компании), ассоциация "Украинские фондовые торговцы" (АУФТ) и Профессиональная ассоциация регистраторов и депозитариев (ПАРД). Появление вышеупомянутого закона представители действующих СРО связывали с желанием Ассоциации "Фондовое партнерство" (АФП) и рядом крупных торговцев также получить определенный статус на рынке.

Во исполнение закона Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку уже разработала соответствующую концепцию "Об объединениях участников рынка". Документ предусматривает требования к объединениям фондового рынка (не менее 35% участников рынка, наличие правил и стандартов профдеятельности, активов в размере не меньше чем 600 тыс. гривен) а также их функции (контроль за исполнением членами правил объединения, разработка методических рекомендаций).

Уточняются также и функции СРО, которые гораздо шире (дисциплинарное влияние на членов, их представительство в судах, инициирование законодательных изменений, подача регулятору выводов о целесообразности лишения лицензий участников). К тому же СРО имеют право получать определенный круг полномочий от НКЦБФР (контроль ценообразования, установление требований к руководителям, правил по торговле ЦБ и т.д.). Но для статуса СРО необходимо уже объединять хотя бы 75% участников рынка.

Со вступлением в силу данного закона и принятием необходимой нормативной базы позиции действующих СРО будут менее устойчивыми. Ведь теперь определенные профучастники рынка вполне смогут отказаться от членства СРО в пользу объединения. Если такое объединение сможет постепенно перевести "под свое крыло" 75% участников рынка определенного сегмента, то сможет самостоятельно претендовать на статус СРО.

Впрочем, действующие СРО не опасаются потери своего статуса, так как считают, что вряд ли большее количество их членов перейдет в какое-либо другое объединение. Тем более, что помимо АФП, желающих получить этот статус, особо нет. "Изменения в нормативном регулировании НКЦБФР лишь адекватная реакция на требования закона. В то же время, по сути, изменения вряд ли можно рассматривать как существенные. Сомнительно, чтобы количество профобъединений увеличилось: и в этом действительно мало смысла", — говорит глава совета АУФТ Сергей Антонов.

Единственное, что беспокоит СРО, так это лишние бумажные хлопоты, появившиеся в связи с необходимостью приведения деятельности в соответствие с законом. "Какой смысл существующим ассоциациям имеющим статус СРО получать еще дополнительный статус объединения профучастников фондового рынка? Среди членов СРО фондового рынка нет домохозяек, металлургов, сантехников и лесорубов. Но, тем не менее, СРО должны будут получить статус объединения, хотя, на мой взгляд, статус СРО является поглощающим статус объединения", — размышляет член совета УАИБ Игорь Когут.