Финансовое лобби марта: какие законопроекты, касающиеся финрынка, появились в Раде

Верховная Рада — орган, как известно, законодательный. И хотя, глядя на ее работу, в это уже не верится, Delo.UA решило все же проанализировать, какие законодательные инициативы народных депутатов в финансовой сфере были зарегистрированы в марте 2013-го
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Март, впрочем, как и предшествующие ему несколько месяцев, особой активной законодательной работой ВРУ не отличилась — депутаты были больше сконцентрированы на генерировании телевизионной картинки, чем новых документов. С другой стороны — депутатская клоунада всегда была хорошим прикрытием для тех, кто пытается втихую "протянуть" свои интересы. Итак, кто и что пытался решить в финсекторе?

Финансовое лобби оппозиции

1 марта 2013-го, Яценюк и Ко внесли в Раду законопроект №2425 о прекращении функционирования земельного банка. (Интересно, что у Владимира Шварылюка, подписавшегося под инициативой, до 1 марта не было зарегистрировано ни одного законопроекта. Видимо, коллеги решили с ним поделиться). Вопрос целесообразности земельного банка витает в воздухе достаточно давно, так как большая часть экспертов сходится во мнении, что он способствует развитию лишь ограниченного числа агрокомпаний. Но этот законопроект имеет куда большую политическую, нежели финансовую составляющую. Возможно, именно поэтому Главное научно-экспертное управление ВР не решилось сделать выводы относительного данного законопроекта, сославшись на необходимость оценки этой инициативы, в первую очередь, со стороны КМУ. Позицию же последнего учреждения угадать не сложно, поэтому можно с уверенностью сказать, что зеленый свет в нынешней ВР он не получит, но зарисоваться перед своим электоратом вышло неплохо.

Финансовое лобби власти

После почти трехнедельной паузы 20 марта в финансовый комитет поступил еще один законопроект, получивший №2594. На этот раз усовершенствованием механизма применения финансовых векселей обеспокоился Валерий Омельченко, мажоритарщик из Донецкой области и зять Василия Джарты (фракцию угадайте сами). В нормативном акте речь идет о введении в законодательство новых терминов, а именно "финансовый банковский вексель" и "финансовый казначейский вексель". Также определяется, что порядок их выдачи и оборота финансового банковского векселя будет утверждаться НБУ, а аналогичного казначейского векселя — ДКУ. Вместе с тем, уточняется, что данные платежные и долговые средства могут функционировать как в материальной форме, так и в виде электронного документа, что тоже является законодательным новшеством. По мнению автора инициативы, финансовые векселя смогут использоваться при оформлении задолженности, в частности бюджетной, включая и оформление платежей по возмещению налога на добавленную стоимость, что должно способствовать облегчению взаимоотношений бизнеса с госорганами. И судя по интересу к теме, в первую очередь бизнеса, связанного с автором инициативы.

Выводов профильных органов по законопроекту еще нет, но идея интересна и возможно получит поддержку у однопартийцев автора, а это повышает вероятность позитивного рассмотрения акта.

На день позже, 21 марта в ВР попал законопроект №2605 Владимира Бандурова, мажоритарщика из Запорожской области (и все той же фракции), с изменениями в законодательство о порядке осуществления расчетов в иностранной валюте. Экс-замминистра экономразвития и торговли решил урегулировать вопрос импортных поставок ядерного топлива, и увеличить сроки расчетов по экспортно-импортным операциям в данной сфере до 500 дней, вместо существующих на сегодня 180. Законодательная инициатива объясняется сложным и продолжительным циклом производства ядерного топлива. Инициатива не сильно влияет на финансовый сектор, и пока при отсутствии выводов необходимых органов (ГНЭУ и КМУ) говорить о перспективах данных изменений преждевременно.

29 марта в ВР был зарегистрирован законопроект Андрея Пинчука (председателя "Молодых регионов") №2662 о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно статуса и условий функционирования расчетного центра по обслуживанию договоров на финансовых рынках. Инициатива автора следующая: вместо статуса акционерного общества Расчетному центру присвоить статус коммерческого банка (напомним, что ранее было принято решение создать РЦ из Всеукраинского депозитария ценных бумаг). Объясняется это тем, что контроль со стороны НБУ куда более серьезный, чем со стороны НКЦБФР. Однако цели законопроекта, возможно, кроются и в других аспектах статуса КБ. В крайне быстрые сроки инициатива была рассмотрена в ГНЭУ и вывод инстанции напускает еще больше тумана в данном вопросе — после заявлений о нецелесообразности данного решения эксперты рекомендуют принять акт в первом чтении с учетом замечаний. Также поддержку данному законопроекту тут же высказали в НБУ, под контроль которого в случае принятия законопроекта, должен попасть РЦ. Позиция НКЦБФР пока неизвестна, однако профильный комитет ВР в быстрые сроки решил поддержать инициативу. Форсирование данного вопроса связано во многом лишь с подотчетностью учреждения, и, судя по всему, с НБУ сработаться руководству РЦ будет легче, чем с НКЦБФР. Но пока сложно представить, как РЦ в статусе КБ собирается выполнять предписанных всем банкам нормативы. При таком лобби можно быть уверенным, что законопроект может быть позитивно рассмотренным уже в апреле месяце.

Что касается автора инициативы, то стоит заметить, что в сферу интересов сверхактивного депутата все чаще входят вопросы рынка финансовых услуг. Вслед за страхованием Андрей Павлович взял под опеку рынок ценных бумаг, а также банковские вопросы. Того и гляди, зарегистрирует вскоре и законопроект про деривативы (если опередит министра экономики, для которого эта тема еще более близка).

[chart_69]

Такими вот изменениями в финансовых вопросах порадовали нас депутаты в марте. Не густо. И даже не столько с количественной точки зрения, сколько с качественной. Работать усердно комитету финансов и банковской деятельности не пришлось. Хотя, как говорит бизнес, "главная задача государства — не мешать".