Отпускает: как НБУ проводит валютную либерализацию

От валютных ограничений банки недополучают $342-828 млн в год
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Последние несколько дней Нацбанк рапортует о том или ином смягчении валютных ограничений. С их введением сильно упал объем торгов, и банки, которые раньше зарабатывали маржу на валютном рынке, остались без этого источника дохода, тогда как часть операций была переведена в тень.

Последней из хороших новостей стало сообщение НБУ о том, что в Совете финансовой стабильности договорились об отмене сбора в 2% в Пенсионный фонд с операций покупки наличной валюты. Это долгожданное решение банковский рынок воспринял с оптимизмом, ведь сбор делал банки неконкурентными на рынке обмена валют. В то же время этот сбор приносил Пенсионному фонду $57 млн ежегодно (отметим, что это не официальная статистика. Объем поступлений был просчитан путем умножения объема торгов на размер налога — 2%).

Ограниченный рынок

Валютные ограничения НБУ уже порядком надоели и бизнесу, и банкам, и населению. Раньше Delo.UA писало о том, во сколько они обходятся предпринимателям. К примеру, в Easy Business считали, что только бумажная волокита, связанная с этими ограничениями обходится в 9-9,5 млрд грн.

Однако потери от ограничений несет не только бизнес, но и сами банки. По подсчетам Центра экономических стратегий, ограничения на покупку наличной валюты и наличие сбора в пенсионный фонд приносят банкам от $342 млн до $828 млн недополученного дохода в год.

[graph_840]

Как отмечает заместитель директора Центра, Мария Репко, самой по себе цифры, сколько банки теряют на ограничениях нет, есть только оценки. "Нельзя сказать, сколько банки теряют с точностью до миллиона, и разные цифры дают различные сценарии, которые мы просчитываем", — отмечает она.

Центр просчитал три сценария: агрессивный, умеренный и консервативный — каждый из которых отличается учтенными при расчетах факторами.

Самые скромные оценки потерь от валютообменных операций в консервативном сценарии — $342 млн, который учитывает падение объемов внешней торговли и снижение доходов населения внутри страны.

Умеренный сценарий учитывает только изменения во внешней торговле, говорит о недополученных $413 млн, и оценивает потенциальный объем торгов в $20,3 млрд.

Агрессивный сценарий не учитывает ни изменения в балансе внешней торговли, ни изменения в доходах населения внутри страны. Согласно этому сценарию банки недополучили от ограничений $828 млн в год, а потенциальный объем торгов мог бы достигать $37,9 млрд (средний объем торгов за 2012-2013 годы) вместо нынешних $2,8 млрд.

Copy: 1
Create column charts

Банкам помогут

Сами банкиры отмечают, что есть несколько ограничений из всего хит-парада, которые больше всего портят жизнь финучреждениям сейчас.

Олег Куринной, директор казначейства Банка "Кредит Днепр" считает, что это лимит на суточную покупку валюты в размере 0,1% от капитала. "Сейчас финучреждения по сути ограничиваются только удовлетворением клиентских заявок", — комментирует Куренной.

Также ограничивают деятельность банков на валютном рынке и нормативы длинной валютной позиции — 1%. "Конечно, такое требование значительно снижает возможность финучреждения получать более высокие доходы от проведения валютообменных операций на межбанке", — сетует банкир.

Казначеи UniCredit Bank в свою очередь оценивают недополученные доходы от валютообменных операций в наличной валюте в порядка 50% от среднегодового дохода. Из самых неприятных ограничений называют лимит покупки валюты в кассах банка, который дает преимущество черному рынку и ограничение на снятие депозитов.

Как отмечала ранее Тамара Савощенко, председатель правления UniCredit Bank, население давно покупает валюту на черном рынке, а сбор в 2% в пенсионный фонд делает банки совершенно неконкурентоспособными. Что касается ограничений на снятие депозитов, то, по словам главы правления банка, оно уже не имеет смысла, так как сейчас пошло замещение срочными депозитами вкладов до востребования. Кроме того, банки нарастили выпуск валютных сертификатов.

Дмитрий Золотько, член правления "Сбербанка" ранее отмечал, что до недавнего времени доход банкам давали торги на межбанке и операции по валюте с населением, но сейчас все поменялось.

"Сейчас объем наличных операций с населением упал в 20 раз, а ведь раньше он у нас доходил до $7 млрд. Все понимают, что доходы на этом рынке сейчас зарабатывают другие люди. И эти доходы не облагаются налогами и не попадают в бюджет. Я не вижу препятствий для вывода этих рынков на свет. Стоит снять ограничения, отменить сбор в пенсионный фонд и разрешить изменять курс в течении дня", — уверен банкир.

Он также уверен, что банкам нужна отмена ограничения покупки валюты в 0,1% валютной позиции.

"Мы один из крупнейших банков, но с таким ограничением можем купить не больше $80 тыс. Нужно отменять это ограничение. А рынок сам найдет свой эквилибриум", — отмечал ранее Золотько.

По капле

Раньше НБУ подчеркивал, что хочет провести дерегуляцию ввода денег в страну, потом вывода. Сначала ослабить ограничения по движениям по текущему счету, потом по движению капитала. Сначала провести дерегуляцию для компаний, потом для населения.

И сейчас он уже пошел на ряд валютных послаблений. В частности, НБУ сократил срок покупки валюты до 2 дней (Т+1), освободил от обязательной продажи средства, поступающие для осуществления иностранных инвестиций в Украину, отменил требование по обязательной продаже валюты для средств, полученных в качестве кредита от нерезидента на оплату импорта.

Но есть и такие ограничения, по которым регулятор пока дает только обещания. Например, НБУ уже второй раз пообещал отмену сбора в пенсионный фонд, но сделать это должен Парламент. Кроме того, с начала года звучали обещания увеличить лимит продажи наличной валюты, снизить норматив по обязательной продаже валютной выручки и разрешить банкам менять курс в течении дня.

Но самое главное на сейчас, это инициатива регулятора по разрешению выводить дивиденды из Украины.

Как вчера отмечала в ходе пресс-конференции Валерия Гонтарева, НБУ сейчас занимается обработкой информации, полученной от банков о спросе на вывод дивидендов за 2014-2015 года. Нацбанк рассчитывает удовлетворить весь указанный спрос до конца этого года.